;

Российские технологии для успешного бизнеса

 

Толкователи и прорицатели

Роман Базаров

Инфобизнес онлайн / Рынок и-бизнеса / Справочник / Толкователи и прорицатели

Специализация и универсальность

Специализация и универсальность

В связи с тем, что история создания первых программных систем микроэкономического анализа и прогнозирования в России и за рубежом восходит к одному и тому же периоду ? концу 80-х ? началу 90-х гг., нынешнее состояние этих систем на отечественном и мировом рынках вполне сопоставимо. Даже структуры соответствующих рыночных сегментов весьма сходны. В нашей стране на протяжении целого десятилетия основу этого рынка составляет продукция компаний "Про-Инвест", "ЛАНИТ", "ИНЭК" и еще трех-четырех известных фирм, каждая из которых имеет свое "творческое кредо", свои сильные и слабые стороны и, конечно же, своих сторонников и приверженцев среди уже сформировавшейся клиентуры. Общей их чертой является заметная концентрация на решении задач финансово-экономического анализа и бизнес-планирования, относящихся к числу проблем стратегического управления, наиболее актуальных на современном уровне развития российского предпринимательства вообще и менеджмента в частности.

По количеству предлагаемых продуктов, степени их проработанности и востребованности первой группе аналитического ПО пока еще уступают системы стратегического маркетинга. Тем временем на Западе именно они являются сейчас объектами наибольшего внимания разработчиков и наивысшего спроса пользователей. "Маркетинговым подразделениям в наши дни приходится поддерживать большой объем разнообразных коммуникаций, что сильно ударяет по маркетинговым бюджетам и приводит к усилению требований увеличить нормы отклика и доходы от каждой маркетинговой кампании", ? констатирует Кен Плэйер, отвечающий за глобальную стратегию оптимизации маркетинга в компании SAS ? одной из ведущих в мире фирм, специализирующейся в создании ПО для бизнес-аналитики.

Недавно журнал "Datamation" удостоил систему SAS Marketing Optimization звания "Продукт года" за 2004 г. в номинации корпоративных приложений, что само по себе представляется очевидным признанием достижений компании и правильности избранного ей рыночного курса. "Исторически SAS занималась тем, что создавала программы для анализа данных, ? вспоминал в одном из своих интервью старший вице-президент компании Джим Дэвис. ? Но лет пять назад рынок начал резко меняться: бизнесу понадобились комплексные, "вертикальные" аналитические системы, пронизывающие всю деятельность компаний сверху донизу, и SAS вынуждена была изменить свою продукцию вслед за спросом".

Наши системы для нашего бизнеса

Компания-разработчик Система Функциональное назначение
Про-Инвест
 
Audit Expert Анализ финансового состояния предприятия на основании его баланса и отчета о прибылях и убытках.
Project Expert Разработка планов развития бизнеса, анализ рисков и эффективности инвестиционных проектов предприятий на основе построения финансовой модели их функционирования с учетом изменяющегося экономического окружения.
Marketing Expert Планирование и анализ корпоративного маркетинга, оценка реального положения компании на рынке, проведение сравнительного анализа ее сбытовой деятельности, формирование оптимальной структуры сбыта.
Sales Expert Оптимизация управления продажами и организации работы с клиентами.
Forecast Expert Прогнозирование процессов и факторов развития предприятия за счет анализа экономических показателей и рыночных тенденций рынка, предопределение спроса на продукцию и услуги компании, будущих объемов их реализации и доходов компании, остатков денежных средств на счетах, курсов валют, акций, фьючерсов и других показателей.
Invest Center Настраиваемая ИС финансового мониторинга и планирования деятельности предприятий и региональных экономических объединений.
Client Center Разработанная совместно с WinPeak International настраиваемая CRM-система для автоматизации работы отделов маркетинга, сбыта и сервисного обслуживания.
ИНЭК ИНЭК-Аналитик Стратегическое планирование, оценка и разработка инвестиционных проектов.
ИНЭК-Холдинг Оценка и прогнозирование финансового состояния группы предприятий и планирование их финансово-хозяйственной деятельности.
ИНЭК-АФСКБ Анализ финансового состояния коммерческих банков.
ИНЭК-АФСП/ИНЭК-АДП Диагностика, оценка и мониторинг финансово-хозяйственного состояния предприятия.
ЛАНИТ (Вестона) АБФИ Универсальная система для решения прикладных задач финансового анализа, включающая три специализированных модуля: АБФИ-банк ? анализ финансового состояния банков; АБФИ-предприятие ? анализ финансового состояния промышленных предприятий; АБФИ-страховая организация ? анализ финансового состояния страховых компаний.
Курс Marketing Analytic 5 Модуль c-Commerce ? CRM-система для сбора информации о клиентах, автоматизации работы с ними, учета и структуризации данных о текущих и планируемых операциях и сделках, проведения SWOT-анализа и анализа привлекательности.
Модуль Analyzer ? система автоматизации маркетинговых исследований и анализа внутренних данных о рыночной деятельности предприятия и его конкурентов.
Модуль Geo ? инструмент визуализации и маршрутизации данных на географических картах.
Модуль Predictor ? система микроэкономического анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности предприятия.
Модуль Conjoint ? система анализа и оптимизации потребительских свойств продукции.
Модуль Portfolio ? система обработки результатов экспертных исследований рынка и подготовки предложений для выработки решений стратегического маркетинга.
Альт Альт-форм Методические материалы для подготовки бизнес-планов.
Альт-инвест Разработка инвестиционных проектов.
Альт-лизинг Расчет и оптимизация графика платежей по условиям лизинговых сделок.
Альт-финансы Анализ и прогнозирование экономических показателей предприятия.
Альт-прогнозы Диагностика, оценка и прогнозирование состояния и перспектив деятельности предприятия.
Прогноз АК "Прогноз" Аналитический комплекс, включающий функции сбора, обработки и анализа экономических показателей предприятия и выработки стратегических маршрутов его развития.
Инталев Корпоративные финансы Анализ финансового состояния предприятия и разработка плановых предложений по повышению эффективности его работы.

Аналогичной политики переориентации своей работы в направлении создания все более и более универсальных, комплексных и многофункциональных систем придерживаются сегодня и другие видные структуры мировой отрасли бизнес-аналитических решений, среди которых ? американские ABC Technologies, Alcar Group, Business Resource Software, австралийская Cash Focus и канадская Decimal Technologies. Среди наиболее известных и применяемых, в том числе и российскими предприятиями, продуктов ? системы имитационного моделирования бизнес-процессов ithink, iDecide, Powersim, в которых реализованы методы системного анализа, прежде используемые только разработчиками информационных систем и консультантами по управлению. Но кроме них, существует и достаточно широкий спектр иностранных продуктов, решающих аналитические задачи пока еще малознакомыми российским менеджерам методами, в т. ч. ABC-анализа (Activity Based Costing), EVA-методом (Economic Value Added), исследованием "цепочки ценностей" (Value Cain Analysis), на основе комплекса показателей BSC (Balanced Score Cards) и т. д. По признанию многих российских экспертов, одной из отличительных черт и позитивных особенностей аналитических систем "от западных производителей" является наличие большого количества продуктов, предназначенных для малого бизнеса. Это недорогие и компактные системы, представляющие собой шаблоны бизнес-планов или маркетинговых планов, снабженные методическими рекомендациями и примерами.

Так или иначе, необходимость анализа микроэкономических процессов и прогнозирования их дальнейшего развития с целью оптимизации бизнеса и повышения его эффективности никому сегодня доказывать не нужно. Ну а программное обеспечение, ориентированное на решение этих задач ? не что иное, как вспомогательный инструмент, направленный в помощь предпринимателям, менеджерам, экономистам или маркетологам. И, как говорит уже процитированный выше Джим Дэвис, если через несколько лет возникнут системы, способные организовать процессы продаж лучше любого сейлс-менеджера, это еще не значит, что у программных продуктов появятся собственные мозги, которые заменят знания, опыт, кругозор и способности управляющего.