Толкователи и прорицатели
Роман Базаров
Инфобизнес онлайн / Рынок и-бизнеса / Справочник / Толкователи и прорицатели
Специализация и универсальность
Специализация и универсальность
В связи с тем, что история создания первых программных систем микроэкономического анализа и прогнозирования в России и за рубежом восходит к одному и тому же периоду ? концу 80-х ? началу 90-х гг., нынешнее состояние этих систем на отечественном и мировом рынках вполне сопоставимо. Даже структуры соответствующих рыночных сегментов весьма сходны. В нашей стране на протяжении целого десятилетия основу этого рынка составляет продукция компаний "Про-Инвест", "ЛАНИТ", "ИНЭК" и еще трех-четырех известных фирм, каждая из которых имеет свое "творческое кредо", свои сильные и слабые стороны и, конечно же, своих сторонников и приверженцев среди уже сформировавшейся клиентуры. Общей их чертой является заметная концентрация на решении задач финансово-экономического анализа и бизнес-планирования, относящихся к числу проблем стратегического управления, наиболее актуальных на современном уровне развития российского предпринимательства вообще и менеджмента в частности.
По количеству предлагаемых продуктов, степени их проработанности и востребованности первой группе аналитического ПО пока еще уступают системы стратегического маркетинга. Тем временем на Западе именно они являются сейчас объектами наибольшего внимания разработчиков и наивысшего спроса пользователей. "Маркетинговым подразделениям в наши дни приходится поддерживать большой объем разнообразных коммуникаций, что сильно ударяет по маркетинговым бюджетам и приводит к усилению требований увеличить нормы отклика и доходы от каждой маркетинговой кампании", ? констатирует Кен Плэйер, отвечающий за глобальную стратегию оптимизации маркетинга в компании SAS ? одной из ведущих в мире фирм, специализирующейся в создании ПО для бизнес-аналитики.
Недавно журнал "Datamation" удостоил систему SAS Marketing Optimization звания "Продукт года" за 2004 г. в номинации корпоративных приложений, что само по себе представляется очевидным признанием достижений компании и правильности избранного ей рыночного курса. "Исторически SAS занималась тем, что создавала программы для анализа данных, ? вспоминал в одном из своих интервью старший вице-президент компании Джим Дэвис. ? Но лет пять назад рынок начал резко меняться: бизнесу понадобились комплексные, "вертикальные" аналитические системы, пронизывающие всю деятельность компаний сверху донизу, и SAS вынуждена была изменить свою продукцию вслед за спросом".
Наши системы для нашего бизнеса
Компания-разработчик | Система | Функциональное назначение |
Про-Инвест
| Audit Expert | Анализ финансового состояния предприятия на основании его баланса и отчета о прибылях и убытках. |
Project Expert | Разработка планов развития бизнеса, анализ рисков и эффективности инвестиционных проектов предприятий на основе построения финансовой модели их функционирования с учетом изменяющегося экономического окружения. |
Marketing Expert | Планирование и анализ корпоративного маркетинга, оценка реального положения компании на рынке, проведение сравнительного анализа ее сбытовой деятельности, формирование оптимальной структуры сбыта. |
Sales Expert | Оптимизация управления продажами и организации работы с клиентами. |
Forecast Expert | Прогнозирование процессов и факторов развития предприятия за счет анализа экономических показателей и рыночных тенденций рынка, предопределение спроса на продукцию и услуги компании, будущих объемов их реализации и доходов компании, остатков денежных средств на счетах, курсов валют, акций, фьючерсов и других показателей. |
Invest Center | Настраиваемая ИС финансового мониторинга и планирования деятельности предприятий и региональных экономических объединений. |
Client Center | Разработанная совместно с WinPeak International настраиваемая CRM-система для автоматизации работы отделов маркетинга, сбыта и сервисного обслуживания. |
ИНЭК | ИНЭК-Аналитик | Стратегическое планирование, оценка и разработка инвестиционных проектов. |
ИНЭК-Холдинг | Оценка и прогнозирование финансового состояния группы предприятий и планирование их финансово-хозяйственной деятельности. |
ИНЭК-АФСКБ | Анализ финансового состояния коммерческих банков. |
ИНЭК-АФСП/ИНЭК-АДП | Диагностика, оценка и мониторинг финансово-хозяйственного состояния предприятия. |
ЛАНИТ (Вестона) | АБФИ | Универсальная система для решения прикладных задач финансового анализа, включающая три специализированных модуля: АБФИ-банк ? анализ финансового состояния банков; АБФИ-предприятие ? анализ финансового состояния промышленных предприятий; АБФИ-страховая организация ? анализ финансового состояния страховых компаний. |
Курс | Marketing Analytic 5 | Модуль c-Commerce ? CRM-система для сбора информации о клиентах, автоматизации работы с ними, учета и структуризации данных о текущих и планируемых операциях и сделках, проведения SWOT-анализа и анализа привлекательности. |
Модуль Analyzer ? система автоматизации маркетинговых исследований и анализа внутренних данных о рыночной деятельности предприятия и его конкурентов. |
Модуль Geo ? инструмент визуализации и маршрутизации данных на географических картах. |
Модуль Predictor ? система микроэкономического анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности предприятия. |
Модуль Conjoint ? система анализа и оптимизации потребительских свойств продукции. |
Модуль Portfolio ? система обработки результатов экспертных исследований рынка и подготовки предложений для выработки решений стратегического маркетинга. |
Альт | Альт-форм | Методические материалы для подготовки бизнес-планов. |
Альт-инвест | Разработка инвестиционных проектов. |
Альт-лизинг | Расчет и оптимизация графика платежей по условиям лизинговых сделок. |
Альт-финансы | Анализ и прогнозирование экономических показателей предприятия. |
Альт-прогнозы | Диагностика, оценка и прогнозирование состояния и перспектив деятельности предприятия. |
Прогноз | АК "Прогноз" | Аналитический комплекс, включающий функции сбора, обработки и анализа экономических показателей предприятия и выработки стратегических маршрутов его развития. |
Инталев | Корпоративные финансы | Анализ финансового состояния предприятия и разработка плановых предложений по повышению эффективности его работы. |
Аналогичной политики переориентации своей работы в направлении создания все более и более универсальных, комплексных и многофункциональных систем придерживаются сегодня и другие видные структуры мировой отрасли бизнес-аналитических решений, среди которых ? американские ABC Technologies, Alcar Group, Business Resource Software, австралийская Cash Focus и канадская Decimal Technologies. Среди наиболее известных и применяемых, в том числе и российскими предприятиями, продуктов ? системы имитационного моделирования бизнес-процессов ithink, iDecide, Powersim, в которых реализованы методы системного анализа, прежде используемые только разработчиками информационных систем и консультантами по управлению. Но кроме них, существует и достаточно широкий спектр иностранных продуктов, решающих аналитические задачи пока еще малознакомыми российским менеджерам методами, в т. ч. ABC-анализа (Activity Based Costing), EVA-методом (Economic Value Added), исследованием "цепочки ценностей" (Value Cain Analysis), на основе комплекса показателей BSC (Balanced Score Cards) и т. д. По признанию многих российских экспертов, одной из отличительных черт и позитивных особенностей аналитических систем "от западных производителей" является наличие большого количества продуктов, предназначенных для малого бизнеса. Это недорогие и компактные системы, представляющие собой шаблоны бизнес-планов или маркетинговых планов, снабженные методическими рекомендациями и примерами.
Так или иначе, необходимость анализа микроэкономических процессов и прогнозирования их дальнейшего развития с целью оптимизации бизнеса и повышения его эффективности никому сегодня доказывать не нужно. Ну а программное обеспечение, ориентированное на решение этих задач ? не что иное, как вспомогательный инструмент, направленный в помощь предпринимателям, менеджерам, экономистам или маркетологам. И, как говорит уже процитированный выше Джим Дэвис, если через несколько лет возникнут системы, способные организовать процессы продаж лучше любого сейлс-менеджера, это еще не значит, что у программных продуктов появятся собственные мозги, которые заменят знания, опыт, кругозор и способности управляющего.