market@inec.ru
  

О компании

Скачать презентацию

Управление на основе анализа и планирования

Опубликовано в журнале "Экономика и производство"

В условиях обостряющегося экономического кризиса руководители и финансовые работники предприятий приходят к пониманию необходимости осуществления анализа и планирования их деятельности. Они стали понимать, что анализ и планирование в современном мире - это не роскошь, а необходимость, без которой невозможно сильным удержать, а слабым завоевать "место под солнцем".

Однако проведение такого рода работ без использования специализированных компьютерных программ представляет собой чрезвычайно трудоемкое занятие. И дело здесь не только в том, что необходимо досконально знать все нюансы и тонкости анализа. Проблема состоит также в том, что для того, чтобы оценить причины сложившегося финансового положения предприятия, выявить тенденции его развития, учесть сезонный фактор деятельности и т.д., необходимо, проводить финансовый анализ деятельности предприятия в динамике как минимум за 4, а лучше 12 кварталов, что без использования компьютера работа превращается в каторжный труд.

С трудом представляется, чтобы, смогли выполнять возложенные на них обязанности, без использования компьютерных программ, финансовые работники холдинговых компаний, оценивающие эффективности работы своих филиалов; или банкиры, желающими знать смогут ли им потенциальные заемщики возвратить в срок кредиты; или инвесторы, принимающие решение о наиболее выгодном вложении средств; или чиновники органов государственного управления, проводящие мониторинг финансового состояния предприятий городов, областей и т.п.

Проблемы также усугубляются тем, что финансовый анализ в первую очередь основывается на формах бухгалтерской отчетности, которые стараниями Минфина РФ изменяются, чуть ли не два раза в год. Так, например, за период с 1991 года по настоящее время на территории России действовали формы баланса и отчета о прибылях и убытках 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997 годов.

В 1991 году, предвидя все это, а так же то, что проведение финансового анализа и планирования деятельности станет необходимым атрибутом успешной деятельности компании, фирма "ИНЭК" первой в России выпустила программный комплекс "Аналитик", позволяющий решить три основные задачи: оценить финансово-экономическое состояние предприятия, разработать несколько вариантов его развития, оценить эффективность и вероятность их реализации.

Иначе говоря, основная причина создания данного программного продукта - помочь работникам предприятий сориентироваться в сложившейся ситуации, так как независимо от финансового положения предприятия ни одно управленческое решение не может быть принято без учета анализа его деятельности.

Еще несколько лет назад понятия платежеспособность, финансовая устойчивость, рыночная оценка предприятия и т.п были практически неизвестны широкому кругу читателей. Однако в последние несколько лет ситуация в корне изменилась. Как следствие этого, появились программные средства, позволяющие рассчитать те или иные финансовые показатели предприятия. Одним из главных недостатков данных программных продуктов является их оторванность от жизни и непонимание того, что основанный на западных стандартах, расчет определенного количества показателей и коэффициентов не представляет собой стройной системы, в которой все эти показатели тесно связаны между собой.

Восемь лет консалтинговой деятельности позволили специалистам фирмы "ИНЭК" разработать систему и внедрить ее в комплекс "ИНЭК-Аналитик", которая не только автоматически формирует Заключение по финансово-экономическому состоянию предприятия с указанием на причины "болезни" или эффективности его деятельности (такой подход дает возможность руководителю предприятия, использующего программный комплекс "ИНЭК-Аналитик", не вдаваясь в тонкости и методы анализа, при помощи таблиц и текста, комментирующего их узнать, каковы причины сложившегося финансового положения предприятия), но и распределяет предприятия на четыре основные группы:

Группа A - предприятие имеет высокую рентабельность и оно финансово устойчиво. Платежеспособность предприятия не вызывает сомнений. Качество финансового и производственного менеджмента высокое. Предприятие имеет отличные шансы для дальнейшего развития.

Группа B - предприятие имеет удовлетворительный уровень рентабельности. Его платежеспособность и финансовая устойчивость находятся, в целом, на приемлемом уровне, хотя отдельные показатели находятся ниже рекомендуемых значений. Однако данное предприятие не достаточно устойчиво к колебаниям рыночного спроса на продукцию и другим факторам финансово-хозяйственной деятельности. Работа с предприятием требует взвешенного подхода.

Группа C - предприятие финансово не устойчиво, оно имеет низкую рентабельность для поддержания платежеспособности на приемлемом уровне. Данное предприятие имеет просроченную задолженность. Оно находится на грани потери финансовой устойчивости. Для выведения предприятия из кризиса следует предпринять значительные изменения в его финансово-хозяйственной деятельности. Инвестиции в предприятие связаны с повышенным риском.

Группа D - предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Размер кредиторской задолженности велик, оно не в состоянии расплатится по своим обязательствам. Финансовая устойчивость предприятия практически полностью утеряна. Значение показателя рентабельность собственного капитала не позволяет надеятся на улучшение. Степень кризиса предприятия столь глубока, что вероятность улучшения ситуации даже в случае коренного изменения финансово-хозяйственной деятельности невысока.

Необходимо отметить, что анализ баланса и отчета о прибылях и убытках дает возможность во многом только выявить "узкие места на производстве", определить же причины их возникновения во многом можно при анализе выручки и себестоимости продукции. С этой целью в программный комплекс "ИНЭК-Аналитик" заложена так называемая "Многофакторная модель измерения производительности" в варианте разработанном "Вирджинским центром производительности" (США). Суть методики, адаптированной к особенностям отечественной экономики в кратком изложении сводится к следующему.

Выручка от реализации продукции обусловлена двумя факторами:
  • изменением объема реализации в количественном выражении;
  • изменением цен на реализованную продукцию.

Изменение суммы затрат по конкретной статье расходов предприятия обусловлено изменением расхода ресурса в количественном выражении и цен на этот ресурс. Таким образом, и затраты предприятия и результаты деятельности можно представить произведениями натуральных единиц на их цену.

Если при изменении выручки от реализации продукции в таком же темпе изменяются затраты предприятия, то эффективность не меняется. Иными словами если предприятие в базовом периоде реализовало продукции на 100 млн.рублей, затратив при этом 70 млн.рублей, то при объеме реализации в расчетном периоде 120 млн.рублей (при такой же эффективности работы оно должно затратить 70 х 1,2 = 84 млн. рублей). Если же при росте объема реализации на 20% затраты увеличились на 25%, предприятие потеряло на этом в сравнение с базовой эффективностью (70 х 1.25) - (70 х 1.20) = 3,5 млн.рублей. При этом абсолютный размер прибыли может возрастать. Так в нашем примере абсолютный размер прибыли по сравнению с базовым периодом возрос на (120 x 87,5) - (100 x 70) = 2,5 млн.рублей.

Таким образом затраты по конкретной строке расходов эффективны, если темпы их роста меньше чем темпы роста выручки от реализации продукции и наоборот, не эффективны если темп их роста опережает увеличение реализации продукции. Например, если фонд заработной платы административно-управленческого персонала предприятия опережает темп роста выручки, значит, эффективность их использования падает и они получают часть не заработанной заработной платы.

При помощи рассчитанного средневзвешенного (суммарного) индекса объема реализации продукции в количественном выражении определяется не только стоимостная, но также ценовая и количественная эффективность использования материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Иначе говоря, если индекс объема реализации по сравнению с базовым периодом составляет:
- 1,2 в стоимостном выражении,
- 1,3 в ценовом выражении
- и 1,1 в количественном выражении,
а за этот же период индекс потребляемого ресурса составляет соответственно 1,4; 1,5 и 1,3, то можно констатировать, что эффективность использования данного вида ресурса ухудшилась, как за счет опережающего роста цен на данный ресурс по сравнению с ростом цен на продукцию предприятия (соответственно индексы 1,3 и 1,5), так и за счет увеличения количественного потребления данного ресурса на единицу продукции (соответственно индексы 1,1 и 1,3).

Дополнив полученные результаты расчетом точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия (характеризующий какое снижение выручки от реализации продукции способно выдержать предприятие без серьезной угрозы для своего финансового положения) с определенной долей вероятности можно ставить диагноз предприятию, а, как известно, правильно поставленный диагноз это залог успешного лечения больного.

Как уже было сказано выше, "ИНЭК-Аналитик" помогает финансовым работникам предприятий не только провести качественный финансово-экономический анализ деятельности предприятия, но и решить еще более трудоемкую задачу, а именно разработать нескольких вариантов его развития. Принципиальным отличием комплекса "ИНЭК-Аналитик" от аналогичных компьютерных программ (как правило, основанных на методических рекомендациях ЮНИДО*)) является его направленность на действующие предприятия.

Рекомендации ЮНИДО по оценке эффективности инвестиционных проектов разработаны для развивающихся стран, к которым с определенными допущениями можно отнести и Россию (особенно ясно это стало после разразившегося в нашей стране финансового кризиса). В основном данные рекомендации используются для подготовки и оценки так называемых "чистых инвестиционных проектов", например, для строительства нового завода, цеха и т.д.

Но ведь в настоящий момент в России существует потребность не столько в строительстве новых предприятий, а скорее в модернизации уже существующих морально или физически устаревших. И поэтому, если даже мы планируем строительство нового структурного подразделения предприятия, то оценивать эффективность такого проекта, надо с учетом обязательств материнского предприятия (сложившиеся дебиторскую и кредиторскую задолженности, наличие незавершенных капитальных вложений, наличие задолженностей по ранее взятым заемным средствам, запасов сырья, материалов, незавершенного производства и многое другое).

При разработке Бизнес-плана осуществляются:
  • планирование объемов производства и реализации продукции с учетом остатка товаров на складе;
  • расчет затрат предприятия на производство и реализацию продукции с учетом изменения цен на ресурсы, количества произведенной продукции;
  • расчет потребности в приобретении основных производственных фондов и нематериальных активов, а также реализация ненужного оборудования и материальных ресурсов;
  • привлечение заемных средств с учетом конкретных кредитных соглашений с банком, органом государственной власти, иностранным инвестором и т.п. (способ расчета процентов, статус кредита и т.п.);
  • расчет налоговых платежей с учетом региональной специфики налогового законодательства, выбранной учетной политики предприятия для целей налогообложения;
  • погашение кредиторской и дебиторской задолженностей, ввод в действие незавершенных капитальных вложений, возникших на начало планирования и т.п.
Результатом подготовленного Бизнес-плана являются:
  • приток и отток денежных средств (Cash Flow);
  • движение готовой продукции на складе;
  • прогноз аналитического баланса и финансовых результатов, в стандартах России, США и стран ЕС.
Анализ и оценка бизнес-плана проводятся на основе:
  • оценки эффективности инвестиционных вложений (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, срок окупаемости);
  • анализа изменений структуры имущества предприятия и источников его формирования;
  • анализа финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности, вероятности банкротства предприятия;
  • оценка ожидаемых изменений производительности труда, рентабельности деятельности, фондоотдачи, эффективности использования ресурсов, коммерческой маржи, точки безубыточности и т.д.

Уникальность комплекса "ИНЭК-Аналитик" заключается в том, что при разработке и анализе эффективности подготовленного бизнес-плана можно использовать следующие заложенные в него возможности:

  1. Ознакомление с ошибками, допущенными при разработке бизнес-плана, и их исправление. Перечень ошибок и причины их возникновения выводятся на экран и исчезают по мере их исправления (планируемая реализация продукции превышает имеющиеся запасы на складе, планируемое погашение дебиторской задолженности превышает величину этой задолженности по исходному балансу и т.п.);
  2. Анализ автоматически подготовленных замечаний к бизнес-плану, исправление которых желательно, но не обязательно (не учтены определенные виды налогов, не соблюдается некоторые финансово-экономические соотношения, необоснованно завышена прибыль, доходы от внереализационных операций превышают планируемые доходы предприятия от основной деятельности и т.п.);
  3. Оценка вероятности реализации бизнес-плана на основе автоматически подготовленного заключения по финансово-экономическому состоянию предприятия на момент реализации бизнес-плана.

Самойлов Л.Л.
Директор по аналитическим программным комплексам.
e-mail - leonid@inec.ru


версия для печати
Rambler's Top100 Яндекс цитирования