;

Российские технологии для успешного бизнеса

 

История одного вторжения, или откуда пришел контроллинг в российский бизнес

"Шпиндель", #17, 2004
специализированный журнал по технологиям деревообработки и мебельного производства http://www.spindle.ru/

Эффективное управление Бизнес-процессами любой компании в наши дни - сложная и многоуровневая задача, решение которой требует создания единого информационного канала в пределах всей управленческой вертикали. Но только одного четко организованного инфопотока в отдельно взятой организации для руководителя недостаточно. Чтобы принимать оперативные и экономически взвешенные решения в условиях динамично развивающейся рыночной среды, необходимы своего рода "сигналы", которые своевременна могли бы обозначить наиболее "проблемные" зоны и "включить желтый свет". В качестве такой "сигнальной системы", способной интегрировать и координировать функции контроля, планирования и информационного обеспечения на предприятии выступает система контроллинга.

"То control" значит "управлять"

Понятие "контроллинг" произошло от английского глагола "to control", которым имеет разнообразные значения. В экономическом смысле оно означает управление и регулирование хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия Истоки контроллинга лежат в области государственного управления и уходят своими корнями в средние века. В современном мире слово "контроллинг" как характеристика спектра задач на предприятии стало использоваться с конца XIX века.

Концепции развития: от учета до управления

В России контроллинг остается "модным", но непонятным для большинства термином, который очень часто ошибочно ассоциируют с непрерывно осуществляемым контролем.

Существуют различные трактовки термина "контроллинг", которые во многом определяют дальнейшее развитие этого направления в рамках трех основных концепций и ориентированы:

  • на учетную систему, сущность которой состоит в создании на основе учетных данных информационной системы поддержки управленческих решений;
  • на создание единой информационной системы;
  • на управление, когда контроллинг рассматривается как функция планирования, учета, анализа, контроля, координации и информационного обеспечения предприятия.

Наиболее распространенное и устоявшееся на сегодняшний день в профессиональной среде контроллеров определение контроллинга как ориентированной на достижение целей интегрированной системы информационно-аналитйческой и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия дает некоммерческое партнерство "Объединение Контроллеров" /www.controiling.ru/.

На практике приверженность руководства к той или иной концепции выражается лишь в различной расстановке приоритетов, само же внедрение контроллинга позволяет решить весь спектр описанных выше задач и перевести планирование де-ятельности предприятия на более качественный уровень

Елена ГУЩИНА

Определения контроллинга* "по материалам статьи "Инсттментарий контроллинга предприятия" Ф. Писчасова. Е Попова

Автор Определение Основная функция
П. Хорват Ориентированная на результат функция поддержки руководства по координации всех подсистем менеджмента Координация
Х.-Ю.Кюппер
Й.Вебер
Координация системы управления на предприятии Элемент управления социальной системой, выполняющий главную функцию поддержки руководства при решении им общей задачи координации системы управления (с упором на задачи планирования, контроля и информирования) Координация
Д. Хан Система интегрированного информационного обеспечения, планирования и контроля деятельности предприятия Информационное обеспечение
М. Лукашевич,
Тихоненкова
Целостная концепция экономического управления предприятием, направленная на выяснение всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли Информационное обеспечение
С. Рубцов Система, обеспечивающая методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций управления: планирования, контроля, учета и анализа База для всех функций управления