market@inec.ru
   

Консалтинг. Аудит. Оценка

Журнал "Арбитражный управляющий". Финансовое оздоровление предприятий

КОНЭКТ (консалтинг + эффективные компьютерные технологии)

ИНЭК представляет новую услугу, направленную на постановку деятельности экономических и финансовых служб Заказчика.

Назначение услуги
Функции финансово-экономических служб, на совершенствование которых направлена услуга
Решения, принимаемые на основе процедур анализа и планирования
Условия реализации проекта

Назначение услуги

Основная цель реализации услуги - превращение процессов планирования и анализа хозяйственной деятельности предприятия в строго регламентированную технологию. Эти процессы начинают выполняться финансово-экономическими службами регулярно, с установленной периодичностью.

При реализации услуги, помимо регламентации деятельности экономических и финансовых служб заказчика, может осуществляться автоматизация выполнения основных функций, вследствие чего процессы планирования и анализа существенно упрощаются. Это позволяет делегировать основную часть работ по их выполнению на уровень исполнителей. Таким образом высвобождается время и внимание руководителей компании на решение стратегических задач. Более того, заказчик получает регулярную систему поддержки принятия управленческих решений, что положительно отражается на их качестве и существенно сокращает время, затрачиваемое на их принятие.

Функции финансово-экономических служб, на совершенствование которых направлена услуга

В результате проведения соответствующих работ финансово-экономические службы будут регулярно и качественно выполнять свои основные функции: финансово-экономический анализ, планирование, план-фактный анализ.

Финансово-экономический анализ

Финансовый анализ позволяет выявить объективные проблемы в деятельности предприятия. На основании результатов финансового анализа вырабатываются решения по управлению денежными и материальными потоками, а также преодолению имеющихся проблем.

Посредством экономического анализа производится оценка эффективности хозяйственных процессов, выявляются скрытые резервы и подготавливаются обоснования для дальнейшего планирования и принятия управленческих решений. Экономический анализ включает в себя:

  • Анализ и контроль структуры себестоимости, её влияния на прибыль
  • Анализ структуры выручки, её динамики
  • Анализ эффективности производства и реализации каждого вида продукции, товара
  • Анализ эффективности работы персонала, динамики численности и заработной платы
  • Анализ эффективности использования материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и т.п.

Планирование

Основная задача - комплексное и взаимоувязанное планирование всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности. Планирование должно осуществляется на основе прогнозирования объемов продаж, последующего составления производственной программы, оценки объема затрат, потребностей во всех видах ресурсов и калькулирования себестоимости. Планирование дебиторской и кредиторской задолженностей позволяет прогнозировать потоки денежных средств, своевременно проводить мероприятия по использованию имеющихся резервов и оценивать потребность в заемных средствах.

Подготавливаемый план должен оцениваться с точки зрения:

  • Устойчивости полученных финансовых показателей к изменениям конъюнктуры рынка и макроэкономических условий деятельности [1]
  • Динамики структуры имущества предприятия и источников его формирования
  • Анализа затрат на единицу произведенной продукции
  • Экономической эффективности планируемой деятельности
  • Рентабельности производства в целом и каждого вида продукции или услуг в отдельности

Если составленный план предполагает осуществление инвестиций, то необходим анализ их эффективности. Это повышает степень экономической обоснованности принимаемых решений о целесообразности реализации проектов.

Таким образом, в результате постановки деятельности финансово-экономических служб предприятия будут разрабатываться подробные комплексные планы, охватывающие:

  • Ассортиментную политику
  • Производственную программу
  • Снабженческую и сбытовую политику
  • Политику в области труда и заработной платы персонала
  • Управление активами и инвестиционную деятельность
  • Планирование финансовых потоков, включающих все денежные поступления и расходы за расчетный период и др.

Комплексный характер планирования позволяет координировать работу различных служб предприятия - снабженцев, производственников, финансистов и т. п. и ориентировать их на достижение общего командного результата. Формирование единого плана позволяет установить конкретные задания различным службам предприятия и служит инструментом повышения эффективности управления. Последнее достигается за счет регулярного контроля за ходом выполнения плана в целом и по отдельным службам, посредством проведения план-фактного анализа.

План-фактный анализ

Строго регламентированный процесс проведения план-фактного анализа позволяет оперативно выявлять те структурные подразделения, работа которых обуславливает отклонения от запланированных результатов, а также разрабатывать и проводить адресные мероприятия по компенсации отклонений и устранять причины их возникновения.

Анализ отклонений факта от плана проводится по различным показателям, которые задаются, исходя из специфики деятельности каждой конкретной компании. Такими показателями могут выступать:

  • Производство и реализация конкретного вида продукции, закупка и реализация конкретных видов товаров (количество, цена, остатки на складе)
  • Трудовые ресурсы (численность, зарплата, фонд заработной платы)
  • Поступление и расход денежных средств (в том числе - динамика задолженностей)
  • Финансовые результаты (выручка, себестоимость, издержки обращения, коммерческие и управленческие расходы, внереализационные операции, прибыль и др.)
  • Финансовые показатели (оборачиваемость, платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, рентабельность капитала и деятельности и др.)
  • Технико-экономические показатели и др.
Решения, принимаемые на основе процедур анализа и планирования

Таковыми являются решения в отношении:

  • Управления ассортиментом продукции (включение или исключение позиций, изменение объема производства и расходов на продвижение отдельных видов продукции)
  • Привлечения заемных средств (подтверждение необходимости, определение объемов и источников, расчет оптимальных сроков погашения)
  • Корректировки ценовой политики (как в целом, так и по одной или нескольким позициям)
  • Управления затратами, закупочной политикой (в том числе - контроль и управление объемом кредиторской задолженности)
  • Сбытовой политики (управление объемом и оборачиваемостью дебиторской задолженности, определение оптимальных схем сбыта для групп контрагентов: консигнация, реализация, товарный кредит)
  • Целесообразности приобретения или продажи имущества
  • Инвестиционных проектов (принять, отклонить или доработать)
  • Выхода на новые для компании рынки или ухода со старых, покупки или продажи бизнеса и т.п.

Стратегические и тактические решения менеджмента всегда принимаются на основании достигнутых результатов деятельности компании. Таким образом, преобразовав проведение финансово-экономического анализа и планирования в четко регламентированную по составу и срокам регулярную процедуру, компания обеспечивает себе своевременное поступление достоверной информации, характеризующей ее финансово-хозяйственную деятельность, в требуемых объемах и заданной форме.

Постановка деятельности экономических и финансовых служб отражается и непосредственно на деятельности предприятия - за счет лучшей организации системы управления производством и закупками, улучшения взаимодействия служб сбыта и производства, высвобождения денежных средств путем управления оборотным капиталом (запасами готовой продукции, сырья и незавершенного производства) и т. д.

Условия реализации проекта

Реализация новой услуги ИНЭК подразумевает три направления работ, два из которых совмещены по времени. Первым направлением является постановка процессов финансово-экономического планирования и анализа. Его результат - отработка технологии анализа и планирования применительно к специфике конкретного предприятия, обучение персонала Заказчика этим технологиям и подготовка набора документов, регламентирующих деятельность финансово-экономических служб. Параллельно ведутся работы по второму направлению. Оно заключается в информационном обеспечении выполнения планово-аналитических функций: осуществлении сбора необходимой исходной информации, автоматизации плановых и аналитических алгоритмов. Третий этап состоит во внедрении новой структуры финансово-экономической службы Заказчика, готовой к осуществлению плановых и аналитических функций.

Стоимость и сроки работ 

Средний срок оказания услуги - 1-1,5 месяца; стоимость работ - 1-2 млн руб.



[1] Уровень инфляции; изменения стоимости приобретаемых основных средств; изменения цен поставщиков на товары и материальные ресурсы (сырье, топливо, энергия и т. д.); рост заработной платы рабочих основного и вспомогательного производства, а также управленческого персонала; рост постоянных затрат предприятия; изменения налогового законодательства; изменение цен на реализуемые товары и услуги.

наверх

версия для печати