market@inec.ru
   

О компании


Будущее за комплексными услугами.

Опубликовано в журнале "CIO" (Chif Information Officer),
май 2002, N 4(4)

"Если руководитель понимает, что происходит на его предприятии и что могут дать процессы автоматизации, то процесс внедрения и достижения результата практически гарантирован..."
 

Автоматизация российских предприятий протекает далеко не так гладко и легко, как хотелось бы. Руководителям прекрасно известны ее преимущества, но почему-то они не торопятся внедрять у себя интегрированные системы.

О ситуации на рынке автоматизации, о тенденциях его развития, о проблемах, с которыми сталкиваются заказчики при внедрении проектов, мы беседуем с Александром Фишером, заместителем генерального директора компании "ИНЭК".

- Что сегодня характерно для российского рынка автоматизации? С одной стороны, рынок активно развивается, с другой - он сильно диверсифицирован, много мелких компаний. Каковы тенденции и перспективы? Что можно сказать о "национальных особенностях"?

- Рынок автоматизации, действительно, пока сильно диверсифицирован, и основная проблема даже не в большом количестве мелких компаний, а в том, что они этот рынок часто "ломают". Особенно это касается интернет-технологий. Нередки ситуации, когда мелкие фирмы, а может быть, даже частные лица дискредитируют определенные информационные решения, "разрабатывая" их за небольшие деньги с соответствующим результатом. Например, умелец берется за сайт предприятия, в результате чего оно получает абсолютно нефункциональную "визитную карточку" и практически навсегда теряет интерес к интернет-технологиям. В определенной степени подобную практику "дилетантизма от ИТ" можно спроецировать и более серьезные проекты.

С моей точки зрения, большинство крупных предприятий готово к серьезной и комплексной автоматизации. Как правило, они хотят видеть в роли поставщика услуг компанию, которая смогла бы предоставить им максимально полный комплекс услуг по автоматизации. И большинство системных интеграторов, понимая такую тенденцию, стараются этот комплекс услуг предоставить. А те объемы работ, которые поставщик информационного решения по какой-то причине выполнить не может, выполняются его партнерами. Иными словами, рынок автоматизации движется в сторону укрупнения поставщиков.

Малый и зачастую средний бизнес пока еще весьма часто использует решения от различных поставщиков, причем часто эти решения не стыкуются друг с другом, следствием чего становится "лоскутная" автоматизация, несущая массу проблем и дополнительных затрат. При этом комплексная автоматизация предприятия не предусматривает моментального решения всех проблем, но ее принципиальное отличие от "лоскутной" в том, что есть общая стратегия развития информационной системы.

Хочется отметить, что сегодняшние тенденции к выработке единых стандартов, например, обмена экономической информацией, создают возможность реализации полноценных информационных решений, помогающих оптимизировать и автоматизировать не отдельные бизнес-процессы, а всю деятельность предприятия в целом.

Еще одна тенденция российского рынка автоматизации заключается в снижении удельного веса "железа" и повышении удельного веса ПО в стоимости информационного решения. К сожалению, далеко не все заказчики понимают, что "софт", собственно, и является тем основным продуктом, который будет помогать при решении вопросов автоматизации, а голое "железо" никому не нужно.

Не менее актуальна проблема ИТ-консалтинга. Убедить руководителя предприятия в том, что за услуги консультирования в области построения ИТ-стратегии нужно платить деньги, и порой немалые, бывает весьма непросто. При этом все понимают, что юристу, который позволит серьезно минимизировать налоги, надо платить, и что он редко стоит дешевле 100 долларов в час, а вот ИТ-консалтинг воспринимается как нечто неподдающееся однозначной оценке целесообразности, смысла и пользы.

- Пока далеко не всех руководителей ИТ-департаментов можно назвать настоящими CIO. Тем не менее, именно этот класс руководителей - ваши основные заказчики и одновременно партнеры по работе над проектом. Как можно охарактеризовать на-иболее типичную форму взаимоотношений заказчиков и поставщиков? Какие проблемы наиболее часты при реализации проектов? Часто ли интеграторы (поставщики решений) принимают участие в разработке бизнес-стратегии предприятия?

- Идеальная ситуация возникает при участии поставщика информационного решения в разработке и определении бизнес-стратегии предприятия, или, как это принято говорить, построении идеологии реинжиниринга бизнес-процессов, однако на практике такое происходит крайне редко. Этот процесс очень болезненный для заказчика, и во многом это опять-таки связано с пониманием ИТ-консалтинга. А ситуация, при которой руководитель предприятия должен уволить двух-трех своих друзей на основе того, что ему наговорили "айтишники", вообще выглядит утопией. Хотя довольно часто структура управления не оптимальная - особенно в государственных учреждениях. И даже если руководитель ИТ-службы это понимает, ему далеко не всегда удается убедить руководство.

Наиболее типичную форму взаимоотношений заказчика и поставщика можно охарактеризовать так: на первом этапе отношения довольно напряженные, однако если дело не доходит до антагонизма и полного разрыва, то результатом, как правило, становится успешное и долгосрочное сотрудничество.

- Развитие отрасли ИТ приводит к тому, что решения становятся, с одной стороны, более производительными и функциональными, а с другой - более сложными в техническом плане. Нередко результат, ожидаемый заказчиком от внедрения (в частности, экономический эффект), не достигается. Как вообще этот результат можно идентифицировать?

- На мой взгляд, экономический эффект посчитать можно - понятно, что лишь после завершения проекта, хотя прогнозы можно составить заранее. Если руководитель понимает, что происходит на его предприятии и что могут дать процессы автоматизации (кстати, во многом это определяется тем, как ему смог это объяснить руководитель ИТ-службы), то процесс внедрения и достижения результата практически гарантирован. Если же у высшего руководства такого понимания нет (а ведь в процессе автоматизации действительно меняются бизнес-процессы, и никакой CIO не в состоянии изменить их без ведома и согласия высшего руководства), то об успехе говорить практически не приходится. Поэтому роль CIO в плане донесения до первых лиц предприятия информации о ситуации, связанной с внедрением ИС и возможными изменениями в бизнесе, переоценить трудно.

Оценивая результат от внедрения, следует говорить о качественных характеристиках, таких, как повышение скорости принятия решений и т. п. Другое дело, что эти характеристики довольно трудно оценить с точки зрения материальной выгоды, но есть вещи, которые считаются весьма точно. Например, при автоматизации банковской деятельности система, которая дает возможность проанализировать кредитоспособность заемщика в разы (или даже на порядки) быстрее, чем "вручную", безусловно, дает мощные конкурентные преимущества и позволяет существенно экономить время. Такой эффект может быть подсчитан весьма точно. Не говоря уже о том, что повышается прозрачность и объективность принимаемого решения.

А вообще, результат внедрения должен максимально соответствовать тому, что указано в техзадании. Поставщик должен отвечать за качество своей работы, но опять-таки в соответствии с условиями технического задания.

- Какие технологии сегодня наиболее востребованы при реализации ИТ-проектов? Например, тема аутсорсинга постоянно обсуждается и среди заказчиков, и в компаниях ИТ. Что еще привлекает сегодня клиентов - CRM, SCM?

- Аутсорсинг, безусловно, очень полезное и правильное направление. Те же модели А5Р в ряде случаев являются идеальными решениями для предприятий. CRM - тоже, безусловно, полезная вещь, для многих предприятий просто необходимая.

- Мало внедрить решение, необходимо научить заказчика им пользоваться. Как на рынке обстоит дело с подготовкой персонала и, в частности, с обучением руководства ИТ-департаментов?

- Безусловно, обучение заказчиков должно происходить повсеместно, и большинство поставщиков это прекрасно понимают. Однако обучением надо заниматься профессионально. Мы еще семь лет назад создали Институт компьютерных технологий (ИКТ), и за это время множество специалистов ИТ-департаментов прошли обучение работе с технологиями и решениями, которые используются на их предприятиях. Я думаю, что в ближайшее время появится высокий спрос на дистанционное обучение, особенно со стороны региональных компаний.

- А что нового ваша компания предлагает сегодня российским предприятиям?

- Одним из направлений нашей деятельности в данный момент является разработка автоматизированной технологии управления персоналом.

Проблема управления персоналом крайне актуальна, однако многие руководители предприятий так не считают. Происходит это потому, что исторически задача управления персоналом рассматривалась в нашей стране специалистами по автоматизации как набор ряда учетных задач, ставших хрестоматийными и вошедшими во все советские учебники по проектированию баз данных.

Наша система "ИНЭК-Персонал" позволяет решить задачи определения согласованной кадровой и бюджетной политики предприятия, формирования пакета экономико-правовых документов, определения оптимальной структуры предприятия, отвечающей объему и динамике решаемых задач, реорганизации и автоматизации основных бизнес-процессов по управлению персоналом и ряд других. Главное отличие нашей системы в том, что она позволяет управлять персоналом, проводить анализ и мотивацию, а не только вести учет.

Михаил Румянцев.

версия для печати