market@inec.ru
   

О компании


Московская Промышленная Газета , 31-32 (298-299) 5-11 августа 2004
mpg.ru > Как мы покупали шкаф, или Будет ли жить московская мебельная промышленность?

Как мы покупали шкаф, или Будет ли жить московская мебельная промышленность?

Евгения ДЕМЕНТЬЕВА, Екатерина ЧЕРНЫХ

Всем известно, что ремонт - это стихийное бедствие. Но когда ремонт заканчивается (а точнее, согласно народной мудрости, просто прекращается), то, оглядывая обновленное жилище, с тоской понимаешь, что старая мебель никак не вписывается во вновь созданный стиль. И тогда встает проблема покупки новой мебели. Именно в такой ситуации недавно оказалась одна из авторов статьи, которой ее коллега согласилась помочь в поисках недорогой, но достаточно качественной корпусной мебели. Поначалу мы были преисполнены радужных ожиданий от московского рынка мебели: общие экономические тенденции обещали, что поиски будут недолгими и приятными. Но...

После кризиса 1998 года отечественные производители получили возможность завоевать дополнительную долю рынка. Эксперты утверждают, что сегодня российская мебель не уступает импортной по качеству и стоит гораздо дешевле. Учитывая высокий платежеспособный спрос, рынок мебели Москвы составляет около 20% потенциальной емкости рынка мебели в целом по стране. По данным КОМКОНа, расходы на приобретение мебели являются важной частью бюджета семьи среднего класса и составляют примерно 10% ее совокупных расходов. Тем не менее московский рынок мебели сейчас далек от насыщения.

В Департаменте потребительского рынка и услуг правительства Москвы полагают, что объемы продаж продукции российских производителей тормозит неразвитая сеть сбыта. Исключение составляет только фабрика "Шатура", занимающая сегодня 11% мебельного рынка и имеющая более 500 московских и региональных фирменных магазинов. Ее опыт подтверждает, что одним из главных факторов успеха на мебельном рынке является наличие большого количества торговых точек. Сейчас в области дистрибуции в мебельном секторе рентабельно работают только большие компании. Их достаточно много (от 20 до 30), и контролируют они около 60% всех продаж.

Поэтому мы начали свои поиски с крупного мебельного центра "Гранд". Там в изобилии представлена мебель итальянского, испанского и французского производства, всевозможных стилей и направлений. Но цены на обычную кровать выражаются шестизначными числами. Стенды российских производителей скромно размещаются по дальним закоулкам павильонов, причем если выбор мягкой мебели достаточно большой ("Фабрика Ник", "Аллегро-классика", фабрика мебели "8 марта" и др.), то корпусная мебель отечественного производства представлена слабо. Из "Гранда" пришлось уйти разочарованными и продолжить поиски дальше-

В наследство от советских времен городу остались крупные мебельные магазины - Дома мебели. Большинство из них либо отдали часть своих площадей в аренду, а собственно мебель ютится в небольшом отгороженном уголке, либо торгуют преимущественно импортной мебелью. Высокая арендная плата не позволяет российским производителям мебели эконом-класса работать с подобными магазинами.

Что касается специализированных салонов мебели, то условия торговли и потребительские цены там более демократичные, чем в Домах мебели. Мебельные салоны могут работать как с одним производителем (FILIPPE GRANDY), так и со множеством, иногда даже совмещая российских и импортных ("Диваны тут!", "Диван Диваныч", "Цвет диванов" и др.).

Создание собственных магазинов позволяет избежать ситуаций, когда руководство торгового центра может попросить мебельную компанию забрать свою экспозицию либо существенно повысить арендную плату за торговую площадь. Поэтому многие производители открывают собственные торговые дома, куда приглашают другие компании на принципах долевого участия в прибыли ("Кузьминки"). Популярны также схемы неклассического франчайзинга, когда компания не получает от своих партнеров денежных отчислений за использование торговой марки, но берет на себя затраты по оформлению магазинов, требуя взамен, чтобы продукция других производителей не превышала в них 30% всего представленного товара ("Шатура").

Есть и еще один способ купить недорогую мебель: практически у каждого выхода из метро стоят торговые представители с картинками-образцами. Однако всерьез "уличный" сегмент мы не рассматриваем, так как качество такой продукции не выдерживает никакой критики.

Цены на мебель отечественного производства значительно ниже, чем на импортную, но тем не менее они достаточно высоки (как уже было замечено, "уличный" сегмент из рассмотрения исключаем). Изучая цены, мы обнаружили интересный парадокс: импортная мебель из массива стоит гораздо дороже, чем из ДСП или МДФ, а у российских производителей все наоборот. Это объясняется отсутствием у российских мебельщиков необходимых технологий и оборудования для производства высокотехнологичных материалов. В структуре себестоимости готовой мебели сырье и материалы (из которых около 30% - импортные) занимают более 50% всех затрат. Из материалов отечественного производства в ход идут в основном только массивная древесина, ДСП, фанера, стекло и зеркала, металл и поролон. Качественных аналогов импортным петлям, фурнитуре, лакам, краскам, а также тканям для дорогой мягкой мебели в России практически не делают. Те же компании, которые пытаются приблизиться к европейскому уровню качества и дизайна, становятся жертвами протекционистских мер государства, установившего слишком высокие (15-20% от стоимости товара) пошлины на импортное мебельное оборудование, фурнитуру и комплектующие.

В результате получается, что российские производители платят за комплектующие и оборудование гораздо больше, чем зарубежные производители у себя в стране, и практически не имеют возможностей снижать себестоимость.

Для выхода из сложившейся ситуации несколько крупных компаний Москвы и Московской области организовали собственное производство ДСП, закупив иностранное оборудование. Так, мебель FILIPPE GRANDY производится на специально построенной под этот проект в Подольске фабрике, которая оснащена высокопроизводительным немецким оборудованием. Однако стоимость импортного оборудования "загоняется в цену изделий", значительно завышая ее. Кроме того, дальше покупки дорогого оборудования российские мебельщики зачастую не идут: модельный ряд не обновляется по несколько лет.

Парадоксально, что иностранцы, ввозя оборудование для новых фабрик, вносят его в уставный капитал и не платят пошлины, а российскому производителю, закупающему оборудование за границей, приходится выплачивать огромные таможенные пошлины. Поэтому мебельщики активно настаивают на отмене НДС и ввозных пошлин на импортное деревообрабатывающее оборудование. Однако в 2003 году Минпромнауки эту идею не поддержало, сочтя, что отмена пошлин отрицательно скажется на отечественном машиностроении.

Чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию, требуются значительные инвестиции. При этом рентабельность мебельного производства невысока: 10-15%. Поэтому неудивительно, что новых российских производителей на рынке в последнее время почти нет, а рынок пополняется исключительно компаниями со 100%-ным иностранным капиталом либо СП.

Доля импорта на отечественном мебельном рынке постоянно растет. Если в 2002 году она составляла около 38%, то в 2003-м - 50%, а в 2004 году, согласно прогнозам, может достичь 70%. Приход в Россию новых зарубежных участников, скорее всего, станет закатом для отечественной мебельной индустрии. В сложившейся ситуации очевидно, что обеспечить эффективное развитие отечественной мебельной индустрии сегодня невозможно без вмешательства государства.

Возможным способом решения проблем отечественных производителей является определение на государственном уровне эффективной величины таможенной пошлины, а в качестве защиты от иностранной конкуренции необходимо сохранить высокие пошлины на ввоз готовой мебели. Еще один способ поддержать отечественных производителей - вовремя возвращать им НДС с экспортируемых товаров.

Определенные шаги для поддержки российских мебельщиков государством, конечно, уже делаются. Так, были созданы профессиональные объединения - Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России и ассоциация "Мебельщики России", но они пока не могут достигнуть взаимопонимания по ключевым моментам. Также недавно Правительство Москвы организовало собственное некоммерческое партнерство "Союзмебель", которое также претендует на центральную роль в мебельной промышленности страны.

Для решения проблемы нехватки у мебельных предприятий финансовых средств на текущие и инвестиционные цели в настоящее время в Москве применяются различные формы государственной поддержки.

Бюджетный кредит мебельное предприятие получает обычно на срок до пяти лет под 1/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Бюджетный кредит имеет целевую направленность и предназначен для реализации заявленного предприятием проекта при условии вложения предприятием собственных средств. Однако критерии отбора получателей кредита таковы, что финансирование выделяется предприятию, победившему в конкурсе инновационно-инвестиционных проектов. В силу необходимости достаточно больших бюджетных расходов и хронической ограниченности бюджетных ресурсов количество предприятий, фактически получивших такие кредиты в Москве, очень мало.

Вторая форма финансовой поддержки - субвенция на компенсацию части процентной ставки по кредитам коммерческих банков - открывает дорогу предприятиям к привлечению банковских кредитов. Эффективность этого вида финансовой поддержки подтверждается следующей пропорцией: каждый вложенный рубль бюджетных средств позволяет привлечь для реализации конкретных проектов от 6 до 10 рублей банковских кредитов, а в годовой перспективе - увеличить объем бюджетных поступлений на 3-20 рублей! Однако возможности применения этой схемы поддержки сегодня сильно ограничены жесткими требованиями коммерческих банков к залоговому обеспечению заявляемых кредитов и финансово-хозяйственному состоянию кредитополучателей.

Третья форма финансовой поддержки - бюджетная субсидия на частичную компенсацию процентных платежей по долговым корпоративным ценным бумагам предприятий с долей города - только начинает реально применяться. Эта схема открывает для предприятий возможность привлекать финансовые ресурсы путем размещения облигаций на фондовом рынке с учетом частичной компенсации процентных платежей по долговым корпоративным ценным бумагам, средства от выпуска которых московские предприятия направляют на цели развития. При условии сохранения стабильной экономической ситуации и успешного развития московского фондового рынка выпуск облигаций, возможно, станет эффективным способом заимствования для московских мебельных предприятий. Но пока что это можно рассматривать только в качестве достаточно далекой перспективы.

На наш взгляд, наиболее перспективной формой финансовой поддержки является второй вариант - компенсация процентной ставки по кредитам. Но для расширения числа мебельных предприятий, которые могут получить такой кредит, московское правительство должно пересмотреть условия его предоставления и несколько смягчить требования.

Надо сказать, что после долгих поисков мебель мы все-таки купили. Причем шкаф заказали у одной российской фирмы, а кровать у другой (она стоила ровно в два раза дешевле, чем аналогичная кровать первой фирмы). Цвет кровати и шкафа совпадает практически идеально - что неудивительно, ведь они сделаны из одного и того же ДСП, выработанного по одной технологии на одинаковых импортных станках!


Евгения ДЕМЕНТЬЕВА, кандидат экономических наук, руководитель Департамента макроэкономических исследований группы ИНЭК

Екатерина ЧЕРНЫХ, эксперт Департамента консалтинга группы ИНЭК

версия для печати