market@inec.ru
   

О компании


"Российская газета", 23 декабря

Проблема привлечения инвестиций в реальный сектор экономики может успешно решаться, если наладить взаимодействие самих предприятий, банков и региональных властей. В Москве такой подход успешно осуществляется Советом по антикризисным программам. Один из активных его активных участников - Эмиль Котляр, основатель и бессменный руководитель группы компаний ИНЭК.

После развала Советского Союза на рынке значительно сократилось влияние самого богатого и щедрого инвестора - государства. Казалось бы, его место должны были занять инвесторы коммерческие, такие как банки и инвестиционные компании. Но все оказалось не так гладко.

Сначала банки активно пытались "снять" быстрые деньги, вкладываясь в ГКО и другие подобные инструменты. После кризиса 1998 года банки ушли от такой практики, но деньги в промышленность все равно не пошли. Одна из основных причин - слишком большие риски. Кроме того, и у банковской системы не так уж много ресурсов для обеспечения долгосрочных инвестиций. Впрочем, нынешний приток нефтедолларов дает необходимый запас средств, но в реальную экономику они не идут. А ее проблемы приводят к дальнейшему расслоению общества. С одной стороны, вклады в банках растут, и богатые богатеют, с другой - бедные беднеют.

Что можно сделать, чтобы финансовые потоки все-таки пошли к реально работающим предприятиям? По мнению Эмиля Котляра, выход - в построении новой модели взаимодействия производственного и финансового секторов с активным привлечением региональных властей, для которых нормальное функционирование и развитие предприятий являются залогом хорошей социальной обстановки в регионе и наполняемости бюджета. Да и собственно осуществление развития местной экономики - их прямая обязанность, федеральные же власти должны только определять общую политику. Демонстрация прямой заинтересованности властей в положительном результате инвестиционного процесса на конкретном предприятии существенно снижает риски вложений для финансистов, существенно повышая привлекательность такого рода инвестиций.

Для осуществления этого была придумана довольно интересная экономическая схема: отбираются предприятия, которые могут предложить эффективные инвестиционные программы, и для них государство субсидирует до половины от процентной ставки по привлекаемому кредиту. Причем критерием отбора здесь являются не абстрактные симпатии или антипатии, а бюджетная эффективность: ведь если государство сейчас стало полноправным участником рынка, то оно должно и жить по рыночным законам, принимая экономически обоснованные решения.

На практике применение этого критерия выглядит следующим образом: отбираются предприятия, которые могут предложить быстро окупаемые (в пределах года) проекты, в результате осуществления которых на 1 рубль бюджетных субсидий должно приходиться не менее 2 рублей прироста налоговых поступлений. Конечно, хотелось бы, чтобы вложения шли и в более долгосрочные проекты, но надо же с чего-нибудь начинать - а такие короткие проекты наиболее показательны, чтобы доказать жизнеспособность схемы.

Предлагаемая схема оказывается выгодной всем: предприятия получают необходимые им для развития деньги под очень выгодный процент; банки снижают свои риски - причем, благодаря участию госструктур, уменьшаются риски и политические, и экономические: ведь предприятию нужно отдавать меньшую сумму. А местные власти улучшают наполняемость бюджета - в реально осуществленных проектах отдача от предоставленных субсидий в виде налогов составила с 2 до 8 рублей на каждый вложенный рубль! Правда, отмечает Эмиль Котляр, есть проблема с тем, что далеко не все предприятия обладают инновациями, делающими рентабельными такие инвестпроекты.

В описанной схеме центральным звеном становится правильный отбор предприятий и выстраивание схем взаимодействия между сторонами. И здесь возникает место для еще одного участника проекта, который будет осуществлять эти функции, действуя одновременно в интересах всех участников процесса. Для этого, как нельзя, кстати, полезным,оказался опыт группы компаний ИНЭК, занимающейся бизнес-консалтингом и комплексными информационными системами для бизнеса с 1990 года, и отмечающей сейчас свое 15-летие. Эта компания занимает уникальное положение на российском рынке, одновременно имея опыт в выстраивании экономики предприятий, анализе финансового состояния, аудите, антикризисном управлении, обучении и создании и внедрении комплексных информационных систем поддержки принятия управленческих решений. Очевидно, что все это напрямую оказывается задействованным здесь. И такой задел позволяет, хорошо понимая функционирование всех участников, эффективно строить их взаимодействие.

Специалисты ИНЭК предложили имитационные модели региональных администраций и предприятий, на основе которых и рассчитывается экономические параметры отдачи от осуществления инвестиций с участием региональных властей. И уже руководствуясь полученными данными, решаются остальные вопросы по осуществлению проекта.

Для осуществления успешных инвестиционных проектов предприятиям часто необходимы не только какие-то денежные средства, но и работа по выстраиванию их сбыта, маркетинга. В особенности это касается тех, кто занимается производством - это, как правило, сохранившиеся с советского времени организации, которые хотя и стали частными, но сохранили старые представления об организации работы. И особенно об организации сбыта и маркетинговой деятельности. Здесь опять оказалось уместным использовать опыт ИНЭК. С одной стороны, в ней работают профессиональные консультанты с многолетним опытом работы в этой сфере, и есть свой серьезный учебный центр, позволяющий обеспечить профессиональную переподготовку. А с другой - компания, будучи плотно задействованной в осуществлении инвестиционного проекта на всех его стадиях, прекрасно понимает, как и что необходимо делать, чтобы повысить отдачу для всех участников.

Одним из ярких примеров успешной реализации такого комплекса работ по выстраиванию бизнеса и привлечению средств с участием региональных властей является московский производитель трикотажа "Вариант". На предприятии была заново отстроена система маркетинга и сбыта, благодаря получению кредита по описанной схеме закуплено новое оборудование - и оно из фабрики, еле сводившей концы с концами, стало вполне успешным современным предприятием. Причем приносящим городу реальную прибыль от всего этого через налоги и создание дополнительных рабочих мест.

Еще одна важная задача, которую можно решить построением нормальных инвестиционных схем с участием государства - преодоление вымирания промышленных предприятий из-за "парадокса мегаполиса", когда недвижимость с действующим бизнесом стоит дешевле, чем недвижимость без такового. Если местные власти будут экономически заинтересованы в сохранении работающих предприятий, то находящиеся в центре крупных городов заводы и фабрики не будут бесследно исчезать, а переедут на новое место и продолжат работать.

Сейчас Эмиль Котляр хочет расширить удачный московский опыт на другие регионы. "Бывая в регионах, видишь, что если в городе реально работает хотя бы одно-два предприятия, то там и тротуары чистые, и дороги ремонтируют, - говорит он, - а если таких предприятий нет, то все умирает". Поэтому, вдохнув жизнь в региональные предприятия, можно исправить возникший перекос в экономике, когда практически весь бизнес сосредоточен в центре.

Василий Буров
версия для печати