market@inec.ru
   

О компании


Московская швейная промышленность: Что есть и что будет

"Московская промышленная газета", #26, 2005 (Отрасль)

Швейные предприятия Москвы производят порядка 14% общероссийского объема производства одежды. А с учетом того, что четверть потребительских расходов на одежду приходится на столицу, можно говорить о наличии в Москве крайне благоприятных условий для развития швейной промышленности. Однако реальная ситуация не соответствует ожиданиям.

Динамика производства

Развитие швейной промышленности в столице после 1998 года шло по классической для всех отраслей российской экономики схеме. В 2000-2001 гг. московские предприятия смогли отвоевать часть рынка у импортеров из-за девальвации рубля и падения реальных доходов населения. Однако, не воспользовавшись благоприятными внешними условиями для оптимизации своей деятельности, к 2002 году предприятия исчерпали открывшиеся возможности. В результаты с 2002 года выпуск предприятий в натуральном выражении неуклонно падал, причем если в 2002 году объемы производства сократились лишь на 1%, то в 2003 г. - на 10%, в 2004 г. - на 22% (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Динамика выпуска швейных предприятий Москвы.


Темп роста номинального выпуска, к предыдущему годуИндекс цен производителей, к 4 кв. предыдущего годаИндекс физического объема, к предыдущему году

2000

1,43

1,26

1,14

2001

1,53

1,18

1,29

2002

1,10

1,11

0,99

2003

0,99

1,11

0,90

2004

0,88

1,13

0,78

Согласно классической экономической теории, выпуск предприятий зависит от количества и качества используемых ресурсов и применяемых технологий. С этой точки зрения падение объемов производства столичных швейных предприятий легко объясняется.

Основные фонды

Швейные предприятия работают на физически и морально устаревшем оборудовании. В среднем в Москве износ мощностей швейной промышленности достигает 40%. Причем достаточно высокие темпы обновления основных фондов (около 20%) не спасают положение, так как позволяют лишь компенсировать выбытие. Очевидно, что для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий необходимо ускорить процесс модернизации производственных мощностей. Проблема усугубляется тем, что большая часть необходимого оборудования импортного производства. В результате, благодаря таможенным пошлинам РФ закупка новых технологий обходится отечественным предприятиям еще дороже. Возможно, в ближайшее время ситуация немного улучшится вследствие весенней отмены таможенных пошлин на 18 видов оборудования для легкой промышленности. В то же время общей картины это кардинально не изменит: на остальные виды оборудования пошлины сохранены на достаточно высоком уровне.

Трудовые ресурсы

Численность занятых на московских швейных предприятиях устойчиво сокращается, в среднем на 10% в год, что объясняется и уменьшением масштабов деятельности предприятий, и низким уровнем заработной платы по отрасли (см. Рис.1). В 2004 г. работник швейной отрасли получал в среднем 5830 руб., в то время как средняя заработная плата в промышленности превысила 14000 руб.(!), а, например - в электроэнергетике - 21420 руб. Таким образом, швейная промышленности является одной из самых неблагополучных отраслей промышленности по уровню заработной платы.

Низкий уровень заработной платы объясняет не только отток кадров из отрасли, но и снижение производительности труда, а также нежелание молодежи получать соответствующую профессию, что создает для отрасли проблемы с восполнением трудовых ресурсов.


Рис. 1. Динамика заработной платы в швейной промышленности в сравнении с прожиточным минимумом и зарплатой платой в промышленности в целом и динамика занятости

Материалы

Головную боль у столичных швейников вызывают также качество и стоимость тканей. Грубые, плохо окрашенные, мнущиеся ткани в конечном итоге снижают привлекательность одежды. С другой стороны, если производитель использует ткани хорошего качества, то конечная стоимость одежды резко возрастает, что значительно снижает ее доступность для массового российского покупателя. В связи с этим важнейшей проблемой российских швейников является чрезмерно высокая себестоимость производства при использовании качественных тканей и других материалов.

Альтернативой импортным тканям могла бы стать отечественная продукция, но, к сожалению, ее качество в большинстве случаев не выдерживает конкуренции даже с дешевыми китайскими аналогами. Причина - тяжелый кризис в российском сельском хозяйстве и производстве тканей. Производители тканей, научившиеся работать в современных условиях, уже давно работают на экспорт, так как за российскую качественную ткань готовы платить хорошие деньги в Европе. При этом они используют импортируемое сырье и новые красители, что увеличивает цену конечного продукта. Для внутреннего рынка выпускаются более дешевые и менее качественные ткани.

Поскольку в ближайшие годы российским текстильщикам вряд ли удастся окончательно преодолеть кризис, то важнейшей задачей в текущей ситуации для каждого предприятия швейной промышленности является нахождение оптимального сочетания "цена/качество" и разработка индивидуальной стратегии продвижения продукции.

Управление

Эффективность производства в большой степени зависит от стратегии управления предприятием. Но, к сожалению, ни более чем десятилетний опыт перехода к рыночным условиям, ни более успешная деятельность конкурентов, не научили большинство швейных предприятий азам выживания в современных условиях. У большинства швейных предприятий практически отсутствуют реально действующие маркетинговые службы, отсюда проблемы с определением товарной номенклатуры, дизайна, системой продвижения товара.

О типичном московском производителе одежды сегодня можно говорить, как об одном из многих. К сожалению, он ничем не выделяется. Столичные предприятия предпочитают особо не тратиться на рекламу и маркетинг. В результате об их деятельности можно узнать либо от знакомых, либо по чистой случайности. А единственно гарантированное место, где можно приобрести продукцию московских производителей, является фирменный магазин при фабрике. Исключений из данного стереотипа немного. Одно из наиболее ярких - концерн "Панинтер". Объединение предприятий с целью создания торговых точек могло бы помочь в привлечении клиентов при умеренных затратах на продвижение.

Чтобы успешно продавать, необходимо предложить покупателю нечто интересное. Одной ценой московского покупателя сейчас не проймешь. Ведь если единственным определяющим выбор параметром является цена, то на столичных рынках можно найти нужную вещь китайского или вьетнамского производства. К сожалению, о качестве отечественные производители заботятся не всегда: внешний вид и материал изделия часто оставляет желать лучшего. Конечно, среди московских фабрикантов есть те, кто заботится о своей репутации, и производит одежду, сравнимую по качеству с импортируемой одеждой, например "Большевичка", "Мишелин", "Панинтер". Правда, одежда таких предприятий стоит дороже.

Следующее слабое звено на предприятиях швейной промышленности - организация производства. Недоверие руководителей к маркетинговым службам выливается либо в отсутствие такого отдела на предприятии, либо в недостаточном делегировании полномочий для организации его эффективной деятельности. В результате продукция выпускается в соответствии со вкусом главного технолога, руководителя, дизайнера, но совсем не обязательно в соответствии со вкусами потенциальных потребителей.

Финансовый результат

Неэффективное использование имеющихся ресурсов сказывается на финансовом результате деятельности предприятий (см. Рис.2).

По итогам первых трех кварталов деятельность швейных предприятий Москвы принесла прибыль - 226,186 млн. руб. Однако, по сравнению с аналогичным периодом 2003 г., прибыль упала на 31%. А так как, по официальным данным, темп роста потребительских цен по Москве в 2004 году составил 111,5%, то можно говорить о еще большем падении прибыли в реальном выражении.

В 2004 г. снизилась и рентабельность продаж в швейной промышленности: с 14% до 9%.


Рис. 2. Динамика темпов роста выпуска и прибыли, уровня рентабельности швейных предприятий Москвы

Примечание: темп роста номинальной прибыли и номинального выпуска по левой шкале, рентабельность - по правой.

Конкуренция со стороны легального и нелегального импорта

Швейные предприятия встречают жесткую конкуренцию на рынке одежды со стороны импортеров. В 2004 году, по оценкам Росстата, россияне истратили триллион рублей на приобретение продукции легкой промышленности. Из них 400 млрд. руб. приходится на официальный импорт и продукцию отечественных производителей и 600 трлн. руб. - на контрафактную продукцию. С таким засильем контрафактной продукции бороться практически невозможно, так как одежда, поставляемая по "серым" схемам, вполне приемлемого качества, но продается существенно дешевле. Возможно, как раз насыщенность столичного рынка импортными товарами на любой вкус отчасти объясняет большее падение объемов производства в Москве по сравнению с общероссийским показателем (22% против 13%).

Угроза недружественных поглощений

Специфической проблемой столичных швейных предприятий является угроза недружественного поглощения. Эта проблема вообще очень характерна в последнее время для отраслей, в которых наихудшие экономические показатели деятельности сочетаются с наличием значительных имущественных ресурсов. Путем скупки акций, новые владельцы получают право распоряжения предприятиям и нередко стремятся найти для земли, на которой стоит фабрика, более выгодное применение. Подобные проблемы возникали с предприятиями ЗАО "Тонкосуконная фабрика им. П. Алексеева", ЗАО "Московский ткацко-отделочный комбинат", ООО "Мосштамп", ЗАО "Кругозор". Правительство Москвы для борьбы с подобными ситуациями издало закон г. Москвы N 35 от 26 мая 2004 г. "Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города", предусматривающий сохранение функционального назначения производственной территории. Однако проблема недружественных поглощений в отрасли остается крайне острой.

Государственная поддержка

Правительство Москвы, осознавая необходимость помощи предприятиям швейной промышленности, предприняло ряд шагов, направленных на улучшение положения отрасли:

  1. В Москве действует Комплексная программа промышленной деятельности на 2004-2006 гг., в соответствии с которой предприятиям оказывается финансовая поддержка. В рамках программы применяются различные формы финансовой поддержки (бюджетный кредит на льготных условиях, субсидии на частичное погашение процентных ставок по заемным средствам, выплата части купонного дохода при инвестировании проектов с привлечением механизма фондового рынка, оказание финансовой помощи из средств целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест). Однако в соответствии с Программой в 2004 году финансовая поддержка была только трем швейным предприятиям: "Гришко", "ЦНИИШП", "Трехгорная мануфактура". При этом объемы финансовой помощи были крайне невелики (в среднем - по 22 млн. руб. на предприятие, в то время как средняя годовая выручка одного швейной предприятия составляет 160 млн. руб.). Из-за ограниченности бюджетных средств к инвестиционным проектам предприятий предъявляются крайне высокие требования, не до конца проработаны механизмы предоставления кредитов и субсидий, поручительств и залога имущества и нематериальных активов, в результате лишь единицы фирм получают реальную помощь.
  2. Некоторым предприятиям швейной промышленности поступают государственные заказы. По словам зам. начальника Управления Департамента науки и промышленной политики Москвы Р. А. Мельниковой, в 2004 г. наиболее крупные заказы получили ООО "Космос" - 12,4 млн. руб., ЗАО "Новатор" - 8 млн. руб., "Фабрика им. Советской армии" - 4,9 млн. руб., ОАО "Фабрика швейных изделий N 3" - 4,8 млн. руб. Однако и таких предприятий - тоже единицы.
  3. Предпринимаются шаги по налаживанию системы сбыта продукции отечественной легкой промышленности, в том числе и швейной промышленности. В августе в ВАО по ул. Измайловский вал был открыт новый магазин "Московские товары", где представлена продукция 27 московских предприятий. В то же время предпринимаемых мер пока явно мало для кардинального изменения ситуации в отрасли.

Все это позволяет сделать вывод о недостаточности внимания государства к развитию московской швейной промышленности. В то же время такая позиция чревата реальной угрозой дальнейшему развитию отрасли. Ведь если сейчас не предпринять активные шаги по поддержке отечественного производителя, то жесткая конкуренция со стороны импортных товаров, старые технологии, отсутствие средств и неэффективная управленческая деятельность в ближайшие годы окончательно задушат столичную швейную промышленность.

Евгения Дементьева,
ведущий экономист
ООО НВП "ИНЭК"

версия для печати