market@inec.ru
   

О компании


ИНЭК: бизнес на стыке наук

"Секрет фирмы", #48, 2005 (Лаборатория)

Сейчас практически все крупные компании на российском ИТ-рынке приобрели в описании своей деятельности слово "консалтинг". За последние 15 лет произошла эволюция от простых поставок оборудования к выполнению комплексных инфраструктурных проектов, системной интеграции, а теперь и к увязке ИТ с бизнесом клиентов - ИТ-консалтингу, к которому стараются добавить и бизнес-консалтинг. Это продиктовано жизнью - для того, чтобы внедрение дорогостоящих ИТ-решений давало эффект, часто необходимо выстраивать бизнес-процессы заказчика.

На этом фоне необычным выглядит факт, что на рынке существует игрок, который шел обратным путем - начав с чистого консалтинга, пришел к информационным технологиям и сегодня успешно их сочетает. Более того, он является ветераном рынка. Это группа компаний ИНЭК, празднующая сейчас свою пятнадцатую годовщину, бизнес которой сосредоточен на стыке экономики и информационных технологий.

Котляр Эмиль Александрович - Председатель Совета Директоров группы ИНЭК

  Котляр
  Эмиль Александрович
  Председатель Совета
  Директоров группы ИНЭК

Наверное, для многих сегодня это покажется удивительным, но основатель и руководитель ИНЭК Эмиль Котляр еще в советское время начал заниматься тем, что сейчас называют "бизнес-консалтингом". Работая в одном из научно-исследовательских институтов страны, он и сотрудники его отдела ездили по стране и помогали предприятиям налаживать работу с точки зрения выстраивания их экономики, лечили их от "экономических недугов".

В последние годы советской власти этому коллективу "бизнес-консультантов", еще не подозревавших, что называются они именно так, довелось принять непосредственное участие во всех проводившихся тогда кампаниях по преобразованию экономики - хозрасчете, коллективном и арендном подряде, приватизации, помогая предприятиям выживать в новых для них условиях. А через некоторое время, в 1990 году, это переросло в собственную коммерческую фирму ИНЭК, которая продолжила начатое дело. Что достаточно редко бывает в бизнесе, сформировавшаяся в те годы команда единомышленников с удивительной стойкостью выдержала испытание временем и составляет сегодня топ-менеджмент группы ИНЭК.

Вот здесь-то параллельно с чисто консалтинговой деятельностью начало развиваться направление, связанное с разработкой программного обеспечения. Его рождение было связано с собственными нуждами - работать с "пустографками", анализируя финансовое состояние предприятия и предлагая различные решения по его улучшению, было неудобно и неэффективно, и поэтому в ИНЭКе были просто вынуждены разработать специальную программу для автоматизации этой деятельности. И, по мере ее совершенствования стало ясно, что она вполне может стать самостоятельным товаром, тем более что тогда ничего подобного на рынке еще не было. Разработку, изначально рассчитанную только на внутренне использование, привели в привлекательный продажный вид и выпустили на рынок. Первым покупателем программы "Анализ финансового состояния предприятия" стала знаменитая фабрика "Красный Октябрь". Кстати, она до сих пор является клиентом ИНЭК, пользуясь уже далеко не только этим продуктом.

Постепенно разработка программного обеспечения стала отдельным значительным бизнесом, и продуктовая линейка стала формироваться вне зависимости от собственно консалтинговой деятельности, хотя, несомненно, постоянное тесное общение с потенциальными потребителями помогало выбирать направление движения. И здесь, как ИТ-компания, ИНЭК прошел нормальный путь "продуктовой" компании. Начав с разработки по сути заказного решения для своих нужд, превратил его в коробочный продукт, затем, следуя за тенденциями развития новой российской экономики, ИНЭК стал выпускать готовые решения для новых областей - банки, страховые компании. А сейчас, когда клиенты все больше заинтересованы в реальной отдаче, опять упор идет на заказные внедрения, увязанные с консалтингом.

Нельзя давать советы и не давать инструмента для их воплощения. Как нельзя и насильно внедрять любую готовую систему автоматизации на предприятие - это революция, а для работающего бизнеса она не всегда идет на пользу. Разрушается организационная структура, разрушаются существовавшие бизнес-процессы. Поэтому в ИНЭКе начинают с построения имитационной модели предприятия, и уже на ее основе принимают решение о необходимости менять те или иные бизнес-процессы. А, переходя к внедрению ИТ-решений, стараются сохранять уже устоявшиеся там информационные решения, если это возможно.

Опираясь на свой консалтинговый опыт и технологические решения, сейчас ИНЭК активно внедряет новую схему взаимодействия между инвесторами, промышленными предприятиями и региональными властями, при которой государство может помочь снизить риски инвесторов в обмен на извлечение прибыли, получаемой в виде увеличения налоговых поступлений. Первый опыт показал ее эффективность, теперь дело за осознанием регионами необходимости развивать реальные предприятия на своей территории.

В общем-то, нельзя сказать, что это какой-то сверхуникальный подход. Говоря современным языком, это лишь проявление клиентоориентированного маркетинга. И за свои деньги клиент получает не некий товар с абстрактными свойствами, а конкретную пользу для собственного бизнеса.

Видимо, именно это и является секретом успешного развития ИНЭК все эти годы. И, возможно, станет заразительным, казалось бы, пока для далеких от такого подхода, государственных структур.

В. Буров

версия для печати