market@inec.ru
   

О компании


Российские валенки китайского пошива

Московская Промышленная Газета. #35(354) 2005 г. (Отрасль)

Елена Леонтьева

 Российские валенки китайского пошива Собираясь в отпуск на страстно желанное море, мы с подружкой посетили приличное количество столичных обувных комплексов в поисках одновременно симпатичных и недорогих босоножек. Проштудировав предлагаемый ассортимент, мы с некоторым удивлением обнаружили, что обуви российского производства, а уж тем более московского, предлагается крайне мало, зато продавцы с редким энтузиазмом предлагали нам опробовать итальянские, немецкие, белорусские и китайские туфли. Задавшись вопросом, а что же творится на московском обувном рынке и столичных обувных фабриках в частности, мы покопали в данном направлении и обнаружили следующее.

Более восьмидесяти процентов всей обуви, продаваемой в России, производится за рубежом. На долю отечественных производителей приходится менее 20% рынка. При этом, так как некоторые из них размещают заказы на пошив обуви в Китае, обуви собственного производства на порядок меньше. Следовательно, в настоящее время благополучие ног россиян зависит от успеха зарубежных фабрик.

По данным Российского союза кожевников и обувщиков, в 2004 году россияне купили около 250-280 млн. пар обуви (6-8 млрд. долл.), из которых, согласно официальной статистике, только 45,5 млн. произведено в России; согласно экспертным оценкам, побольше - 60 млн. пар. Крупнейший отечественный производитель обуви - ростовское предприятие "Брис-Босфор", которое в год выпускает до 10 млн. пар обуви. Выпуск остальных производителей редко дотягивает до 1 млн. пар. Среди крупнейших российских предприятий можно отметить несколько фабрик Москвы и Московской области - это "Парижская коммуна", "Егорьевск-обувь", "Белка", фабрика им. Г.В. Муханова, "Заря свободы" и "Фабрика спортивной обуви". Всего в Москве насчитывается 14 обувных производств.

Несмотря на то что обувной рынок растет из года в год, объемы производства отечественных фабрик за редким исключением (например, "Белка") падают. В 2004 г. общероссийский выпуск сократился на 4,1% по сравнению с 2003 г., в I квартале 2005 г. - на 1,4%. В столице положение еще хуже: в 2004 г. выпуск сократился на 30%. В чем же причины столь катастрофического положения?

Среди препятствий развития обувной отрасли можно назвать три основных.

1. Лавина "серого" и "черного" импорта и деятельность подпольных цехов по производству обуви.

2. Дефицит кожи и фурнитуры отечественного производства.

3. Более выгодные условия производства обуви в Китае.

Почти половина продаваемой в России обуви поступает на рынок из неофициальных источников, по большей части по "серым" схемам из Китая. Здесь возможны различные варианты: импортеры указывают более низкую стоимость ввозимой продукции, провозят готовые изделия под видом комплектующих или под вывеской "расчески, шнурки и прочее". В результате, отечественный рынок завален дешевой обувью, конкурировать с предложением которой российским обувщиком становится все сложнее и сложнее, так как китайцы начинают производить обувь приемлемого качества по гораздо более низкой цене.

Многие российские обувщики уже осознали выгоду пошива обуви в Китае. По словам г-жи А. Андрунакиевич (Российский союз кожевников и обувщиков) многие московские сетевые магазины обуви, например "Терволина", "Обувь-сити", "Ж", "TJ Collection", с большой долей вероятности размещают заказы на китайских фабриках. В качестве же страны-производителя указываются Россия, Италия или другие страны. Такая тактика обусловлена непопулярностью китайской обуви. При наличии двух идентичных пар москвичи приобретут ту, на которой стоит итальянский или российский лейбл, а не китайский.

Чем обусловлено конкурентное преимущество Китая? Во-первых, дешевая рабочая сила. Заработная плата составляет существенную долю издержек в производстве обуви, а здесь Китай имеет неоспоримое преимущество перед Россией: 3000 руб. против 6430 руб. С другой стороны, для Москвы это невысокий заработок, средняя заработная плата в 2004 г. - 10 640 руб. В результате у работников обувных фабрик возникает стимул к поиску более прибыльного вида деятельности.

Во-вторых, в Китае существенно ниже налог на прибыль. В-третьих, есть свои производства кожи и фурнитуры для обуви. Вот и получается, что производить обувь в Китае значительно дешевле. Сейчас в МЭРТ обсуждается возможность отмены таможенных пошлин на обувь. В ответ на такой шаг властей даже директор успешного московского предприятия (торговая марка "Ralf ringer"), которое неуклонно наращивает объем производства обуви на отечественных фабриках, готов начать размещать заказы у китайцев, просто потому что так прибыльнее.

Вторая напасть российских обувщиков - многочисленные подпольные цеха. Например, в конце 2004 г. сотрудникам столичного ГУБЭП удалось выявить подпольный обувной цех, в котором круглосуточно шились сапоги и туфли под лейблами известных фирм. Подделки поставлялись в магазины Москвы и области. Пока российский рынок завален контрафактной продукцией, вкладываться в обувную отрасль инвесторы не хотят.

Третья проблема российских обувщиков связана с необходимостью поиска поставщиков кожи, шнурков, ниток и прочих материалов для производства обуви.

Несмотря на многочисленные проблемы отрасли, некоторые обувщики находят свою нишу на рынке и достаточно успешно развиваются. За счет чего выживают фабрики Москвы и области?

Во-первых, жесткая специализация. "Егорьевск-обувь", "Антилопа" и "Парижская коммуна" добились успеха в нише детской обуви, "Белка" специализируется на производстве мужской обуви. "Антилопа" даже предлагает дополнительные услуги по изготовлению ортопедических стелек по результатам экспресс-диагностики плоскостопия по совету опытного врача-ортопеда на основе компьютерного отпечатка стопы. Фабрики, которые стараются охватить всю покупательскую аудиторию, как правило, менее успешны, так как производство мужской, женской и детской обуви требует затрат на проработку модельного ряда, колодки, работы с размерами, а у каждого сегмента есть своя специфика. При ограниченных финансовых возможностях наладить эффективную работу на каждом сегменте практически невозможно.

Во-вторых, сейчас продавать "просто ботинки или босоножки" становится все сложнее и сложнее, так как они теряются на обувных развалах Москвы. Пришло время продавать имя. Покупатель должен приходить в магазин и видеть "маячки" определенного уровня качества. Попробовав обувку один раз, он в дальнейшем сможет узнать "свою" фирму.

"Парижская коммуна" сохранила старое название. И если некоторое время назад директор подумывал об изменении названия на что-нибудь более привлекательное, то сейчас марка "Парижская коммуна" - свидетельство определенного уровня качества. "Белка" выпускает мужскую обувь под брендом "Ralf Ringer". В прошлом году компания завоевала золотую медаль на национальном конкурсе "Бренд года-2004". Как отмечают в компании, для раскручивания нового бренда пришлось приложить значительные усилия, зато уже сейчас заявки продавцов превышают производственные возможности компании.

За счет раскручивания бренда компания получает дополнительный плюс - она может позволить себе поднять цену без потери в объемах продаж. Возможно, такая стратегия вполне оправданна, так как на рынке сейчас наблюдается провал в ценовой нише 100-200 долл. за пару.

Обувь нужно не только произвести, но и продать. Поэтому третий шаг к успеху - создание работающей сбытовой сети, комбинации собственных фирменных магазинов и налаживание контактов с дилерами по всей территории России и в странах СНГ. Все производители имеют, по крайней мере, один фирменный магазин при фабрике (если вы не можете найти информацию о таковом, то, возможно, это сигнал к тому, что обувь шьется не в России). Наиболее успешные создают целую сеть - "Антилопа" и "Белка". При этом они тщательно следят за единым дизайном магазинов, едиными розничными стандартами. "Белка" даже проводит специальные семинары для сотрудников фирменных магазинов и дилеров в целях повышения их информированности об обуви "Ralf Ringer".

Дополнительный плюс в развитии собственной сети магазинов - источник информации о предпочтениях покупателей и возможность воздействия на потребителя. С одной стороны, обувщик получает оперативную информацию о том, какие модели пользуются популярностью, а какие нет. Следовательно, можно быстро реагировать на повышенный спрос, а заодно избежать ненужных запасов на складах. А это деньги, работающие, а не лежащие мертвым грузом. С другой стороны, дилеры опасаются брать "нетрадиционную" обувь, боясь, что она не найдет покупателя. Дизайнерская находка может погибнуть из-за консерватизма дилера, а имея в распоряжении свой магазин, можно опробовать самый смелый новый модельный ряд.

И последнее, но не по значению: покупателю нужно предложить не абы что, а то, что он захочет носить. То есть сейчас обувщики должны следить за качеством и внешним видом материалов, общим дизайном сапожек и босоножек, комфортом. Поэтому необходимо создать дизайнерский отдел, закупить новое оборудование, найти поставщиков качественной кожи и прочих материалов. Наладить сеть поставки необходимых материалов - задача нетривиальная, так как в России производство шнурков, ниток и прочих аксессуаров исчезает, а объемы производства кожи, пригодной для пошива обуви, удовлетворяют текущие потребности обувщиков всего на две трети.

Из-за гигантских масштабов распространения китайской и ввезенной по "серым" схемам обуви вкладываться в обувную промышленность готовы очень немногие. Можно уверенно сказать, что ситуация для столичных обувщиков будет только ухудшаться, пока власти не решат проблему с теневым импортом. Низкой привлекательности отрасли способствует и длительность оборота средств, около 4-5 месяцев. Только предприятия, нашедшие свою нишу, не боятся расширять производство.

Например, "Ralf Ringer" вложил около 6 млн. долл. в строительство новой фабрики в Москве мощностью 1,4 млн. пар в год, открытие которой планируется в 2006 г. В настоящее время "Ralf" арендует фабрику "Буревестник", производство которой планирует перенести на новые, теперь уже свои площади. Выбор Москвы, где заработная плата рабочего на порядок выше, обусловлен тем, что здесь уже есть опытные работники, в то время как набор и обучение людей в другом регионе потребует вложения значительных средств и времени. Но такое крупномасштабное вложение средств могут позволить себе единицы. Ведь, чтобы найти средства, нужно доказать, что ты их вернешь, а таких гарантий, намека на гарантию, на обувном рынке сейчас получить нельзя.

Правительство Москвы по мере возможностей поддерживает обувные фабрики. Для обувных предприятий устанавливаются пониженные арендные ставки на землю, в 2004 г. 23 400 руб. за га против 180 000 руб. за га. При этом если предприятие начинает использовать свои земли не по назначению, то льгот оно лишается.

Помощь Московского правительства неоднократно получала "Парижская коммуна". Например, фабрике была предоставлена бюджетная субвенция на компенсацию 2/3 купонной ставки по выпущенным трехгодичным облигациям (в сумме около 96 млн. руб.).

При содействии ЮНИДО при "Парижской коммуне" в ближайшие годы будет создан Отраслевой центр моды и проектирования обуви. Создание центра позволит разрабатывать новые модели и материалы в России. Первые шаги по реализации данного проекта уже сделаны. Создано ЗАО "Дизайн-обувь", для которого закуплено новое оборудование и выделена рабочая площадь.

Подводя итоги под нашими поисками, можно сказать, что в отсутствие серьезных мер по обузданию "серого" импорта и наплыва китайских туфелек, столичным фабрикам придется попотеть, чтобы сохранить свое присутствие на рынке. И здесь неоспоримое преимущество получат фабрики, сумевшие предложить покупателю определенный стандарт качества и заработавшие себе имя. Реальный шанс упрочить свое положение у них есть. Так как надоедает бродить по магазинам и гадать, развалятся эти туфельки через месяц или все-таки на пару сезонов их хватит.

Елена Леонтьева,
экономист Департамента консалтинга группы ИНЭК

версия для печати