market@inec.ru
   

О компании


МСФО: ПРОБЛЕМЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА

"Профессиональное образование",  сентябрь 2006

Сегодня немногие бухгалтеры могут рассчитывать на успешную карьеру без знания международных стандартов фи­нансовой отчетности. Однако внедрение МСФО в России происходит не так быстро и легко, как этого хотелось бы многим. Существуют объективные и субъективные проблемы. Поэтому, учитывая актуальность заявленной темы, мы пригласили обсудить сложные вопросы МСФО представителей различных образовательных учреждений, предлагающих обучение международным стандартам. Это Анастасия Сергеевна Русакова, генеральный директор КУМЦ Аудиторской палаты России, Игорь Робертович Сухарев, директор Единого методологического центра ФБК, действительный член IFA, Сергей Васильевич Пятенко, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК и Татьяна Викторовна Берглезова, ректор ИКТ.

 

 

ОТСУТСТВИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОФИЦИАЛЬНОГО ПЕРЕВОДА

По словам Анастасии Сергеевны Русаковой, одной из проблем внедрения МСФО является отсутствие соответствующей законодательной базы. Более того, до сих пор нет официального перевода МСФО на русский язык, включающего в себя все последние изменения. "Это большая проблема", - соглашается с ней Игорь Робертович Сухарев. Официальный перевод - это текст, который должен быть одобрен и возведен в ранг нормативного акта уполномоченным органом. В настоящее время есть несколько переводов, основным из которых является перевод, сделанный издательством "Аскери", говорит Игорь Робертович. Но до сегодняшнего дня на русский язык вообще не переведены такие части стандартов, как Guidance on implementing, Basis for conclusion и др. Это приводит к тому, что бухгалтер при применении МСФО не имеет доступа к таким важным частям стандартов, как рекомендации по их применению.

Также необходимо отметить, говорит Игорь Робертович, что в свободном доступе нет многих частей текстов стандартов, поскольку они, как и сами стандарты, являются объектом авторских прав Комитета по МСФО. Эти документы не распространяются свободно, как это принято у нас в случае с нормативными правовыми актами. Например, эти тексты нельзя найти на web-сайте самого Комитета. Их можно купить у Комитета и только на английском языке. После этого бухгалтер может приступить к са­мостоятельному переводу.

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКИМИ СТАНДАРТАМИ УЧЕТА И МСФО

По мнению Игоря Робертовича Сухарева, наши ПБУ не настолько далеки от МСФО, как это кажется изначально. LМы проводили нормативный анализ этих отличий и получили очень неожиданные выводы, поясняет Игорь Робертович. Более 90% отличий российской отчетности от требований МСФО обусловлено не требованиями нормативных актов, а учетной полити­кой организаций. Именно поэтому важно адаптировать программы обучения МСФО к российским потребностям. LНаиболее полезным является объяснение стандартов МСФО с использованием российского плана счетов, терминологии, устоявшихся семантических конструкций, - считает Игорь Робертович.

Свой взгляд на эту проблему есть у Анастасии Сергеевны Русаковой. Она полагает, что различия между МСФО и российскими стандартами есть. Ведь российский бухгалтерский учет основывается на однозначных инструкциях и методических указаниях. В отличие от этого международные стандарты финансового учета носят рекомендательный характер и предполагают принятие решения на основе профессионального суждения бухгалтера.

 

Еще одной проблемой, на взгляд Игоря Робертовича Сухарева, является неадаптированность большинства программ обучения МСФО к российским потребностям. То есть слушатель не всегда может рассчитывать на объяснение того, что такое финансовый инструмент в нашей российской практике и как такие объекты отражаются по действующим у нас правилам учета -считает Игорь Робертович.

КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Но главная проблема сегодня, считает Сергей Васильевич Пятенко, это нехватка кадров. Многие специалисты имеют базовое или поверхностное знание международных стандартов, не имеют практического опыта работы. Сегодня нужны десятки тысяч специалистов, обладающих практическими навыками по подготовке и проверке отчетности по МСФО.

Согласна с этим и Анастасия Сергеевна Русакова. Особенно остро проблема нехватки кадров ощущается в регионах. Но так как учебные центры, предлагающие курсы по МСФО в основном находятся в Москве, то обучение для этих специалистов становится крайне дорогостоящим. Ведь к затратам на обучение добавляются еще и затраты на проживание в Москве. Выходом из этой ситуации могут послужить дистанционные обучающие курсы (электронные учебники, видеоматериалы и пр.). Но следует помнить, что и они не являются панацеей. Безусловно, необходимо совмещать дистанционные варианты обучения с очными занятиями.

Сегодня очень много учебных центров предлагают курсы для обучения по программам МСФО. Однако качество обучения не всегда соответствует принятым международным нормам, отмечает Анастасия Сергеевна Русакова.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Необходимо учитывать, считает Анастасия Сергеевна Русакова, что в организации в учет по МСФО вовлечены не только бухгалтеры. Участие в учете принимают и другие специалисты компаний, задействованные в технологическом процессе. Однако, продолжает ее мысль Сергей Васильевич Пятенко, в нашей стране международные стандарты изучают в основном бухгалтеры. Это, неправильно. Знать МСФО нужно не только бухгалтерам и аудиторам. Ведь МСФО - это инструмент финансового анализа состояния организации, понимать которое должны самые разные сотрудники организации. Менеджменту среднего звена знание стандартов необходимо для принятия эффективных управленческих решений. Руководителям - для того чтобы понимать, что было в отчетности, которую они подписали, а также нести ответственность за свои решения.

Примером в данном случае может послужить иностранная практика, считает Сергей Васильевич Пятенко. Так, согласно закону Сарбейнса-Оксли, принятому в 2003 году после ряда известных финансовых скандалов в США, руководитель компании и финансовый директор при финансовых отчетах должны подтвердить, что они изучили отчет; что отчет не содержит недостоверных сведений; что финансовая отчетность обеспечивает достоверное представление финансового положения. При выявлении нарушений менеджменту может грозить штраф до 5 млн. долл. и срок тюремного заключения до 10 лет. После принятия этого закона в США и странах Европейского союза высшее руководство компаний начало массово изучать стандарты МСФО, для того чтобы понять, что же написано в отчетности их компаний.

 

В заключение все собеседники согласились, что названные ими проблемы в ближайшее время требуют решения. Ведь без этого невозможен качественный и безболезненный переход российских организаций на международные стандарты отчетности.

 

 

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

 

"Если возникает необходимость в трансформации отчетности по МСФО,

то дешевле обучить своего специалиста, чем принимать на работу готового профессионала", считает Сергей Васильевич Пятенко.

 

По оценке экспертов, в настоящее время, российским компаниям требуется около 50 тыс. специалистов по МСФО, рассказал нам Сергей Васильевич. Поэтому профессионал в данной области является объектом пристального внимания агентств по подбору персонала, В условиях столь острой нехватки кадров "перекупка" специалистов не является стратегически грамотным решением. Именно поэтому компаниям в любом случае необходимо обучать своих сотрудников, создавая резерв специалистов, ориентирующихся в МСФО.

Можно, конечно, попросить аудиторов и консультантов сделать для вас отчетность. Во многих случаях это является наиболее оптимальным разрешением кадровой проблемы на первоначальном этапе. Кстати сегодня в России большинство отчетов по МСФО сделано руками аудиторов и консультантов, заметил Сергей Васильевич. Однако не следует забывать и о цене, которую придется заплатить за эти услуги. Каждый год нести затраты исчисляемые сотнями тысяч долларов за подготовку отчетности может быть в конечном счете дороже, чем выучить свой персонал и готовить все документы своими силами. Поэтому задачу обучения и подготовки собственных кадров можно только отсрочить, но не обойти.

МНЕНИЕ

Анастасия Сергеевна Русакова считает, что массовый перевод российских компаний на МСФО на сегодня не очень разумное решение. Переход на МСФО будет полезен для российской экономики, но применять международные стандарты или нет, каждая организация должна решать самостоятельно. Оптимальный выход из этой ситуации, по мнению Анастасии Сергеевны, был предложен Минфином России, установившим, что обязательный переход на МСФО необходим только для общественно значимых компаний. На настоящий момент не существует МСФО для небольших организаций. В прошлом году Лондонским советом го МСФО был подготовлен проект стандарта для малого и среднего бизнеса. Этот проект обсуждался на заседании Национального совета по стандартам. Однако этот документ был недоработанным и не решал тех задач, которые ставились при его разработке. То есть не создавал некоей упрощенной системы для небольших организаций. Фактически упрощены были не правила составления финансовой отчетности, а ужат текст МСФО. То есть вся совокупность требований МСФО была изложена в более кратком виде, но отнюдь не упрощена, рассказал нам Игорь Робертович Сухарев.

ВАЖНО

По словам Анастасии Сергеевны Русановой, наиболее часто в России сейчас встречаются зарубежные сертификационные программы по МСФО. Среди них наиболее распространенными программами являются СРА, АССА, CAP/CIPA, DiplFR АССА. IFA/IAB. Прежде чем выбрать для себя программу сертификации, следует внимательно изучить каждую из них и сделать сравнительный анализ. В зависимости от потребностей специалиста нужно и выбирать программу.

Наиболее полезным может стать обучение сертифицированным программам АССА, СРА, CFA, IAB/IFA, CAP/CIPA и пр. В этих программах помимо самих стандартов преподаются еще и экономические и финансовые дисциплины. Такой, наиболее полный, подход, формирует у составителя отчетности по МСФО необходимый образ мышления, отличный от традиционного бухгалтерского.

Отечественные программы обучения по МСФО представлены в основном авторскими курсами теоретиков и практиков бухгалтерского учета. Эти программы разного качества и не являются признанными международным сообществом. Программы повышения квалификации УМЦ ведут преподаватели вузов и реже практики, поэтому их характерной особенностью является ознакомительная направленность при недостаточной глубине изложения материала. Необходимо отметить, что часто российские курсы по МСФО приурочены к 40-часовым курсам повышения квалификации аудиторов или профессиональных бухгалтеров.

К сожалению, действительно хорошие программы по МСФО стоят очень дорого и включают в себя длительную подготовку и сдачу нескольких экзаменов. Основная проблема в том, что обучение и сдача большинства экзаменов проходит на английском языке.

 

ЧТО ВХОДИТ В ОБУЧЕНИЕ НА КУРСЕ МСФО

Каждое образовательное учреждение, предлагающее обучение МСФО, по-своему подходит к построению соответствующих учебных программ. LНапример, в Институте повышения квалификации ИКТ, - рассказывает его ректор Татьяна Викторовна Берглезова, - принят системный подход к обучению и повышению квалификации в области Международных стандартов финансовой отчетности. Заключается он в том, что в ИКТ предлагается целая линейка учебных программ по МСФО для бухгалтера любого уровня. Базовый уровень предполагает изучение 40-часового спецкурса "Международные стандарты финансовой отчетности". Далее бухгалтеры проходят 24-часовой курс "Трансформация финансовой отчетно­сти в соответствии с МСФО". Затем - 40-часовой практический курс продвинутого уровня "Составление финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО. Особенности формирования консолидированной отчетности. Международные стандарты аудиторской деятельности и их применение в России". Те, кто захочет совершенствовать свои знания в области МСФО, смогут пройти курс на получение второго аттестата "Профессиональный бухгалтер, бухгалтер - эксперт по международным стандартам финансовой отчетности". И, наконец, "высший пилотаж" - это курс на получение Диплома АССА ДипИФР по международной финансовой отчетности на русском языке (80 часов). Таким образом, специалист может получить весь комплекс знаний по определенной тематике и разного уровня сложности в одном учебном заведении".

версия для печати