market@inec.ru
   

О компании


Финансовой директор N 9

сентябрь 2006

Как "читать" финансовую отчетность (выдержки из статьи)

Одна из основных задач финансового директора - объективно оценить результаты деятельности предприятия, выявить возможные проблемы бизнеса, проанализировать, как выполняются поставленные стратегические цели. Для этого нужно уметь читать- отчетность компании и по итогам ее анализа представлять руководству и акционерам информацию для принятия управленческих решений. Опыт работы с отчетностью нескольких компаний, приведенный ниже, позволит финансовым директорам понять, на что следует обращать внимание, оценивая финансовые результаты, какие показатели дают комплексное представление о деятельности предприятия, как подготовить информацию для руководства и автоматизировать процесс анализа отчетности.

Диагностика компании

Олег Фракин, финансовый директор ООО "Винный мир Холдинг"

Дмитрий Шавалеев, заместитель финансового директора 000 "Винный мир Холдинг"

Финансовая отчетность компании (баланс, отчеты о прибылях и убытках, о движении денежных средств, пояснительная записка) содержит большой объем данных, которые достаточно сложно воспринять топ-менеджменту в условиях острой нехватки ком времени. Как правило, попытки утвердить отчетность на собрании руководителей отчетность на собрании руководителей подразделений сводятся к тому, что долго обсуждаются отдельные показатели, к примеру дебиторская задолженность, запасы отдельные статьи затрат. При этом нередко забывают о необходимости оценить финансовое состояние бизнеса в целом. Чтобы этого избежать, необходимо разработать перечень показателей, которые позволят поддержки оценить эффективность деятельности компании и выбрать форму представления информации, наглядно отражающую состояние бизнеса.

Отсутствие подобного инструмента привело к тому, что одно из подразделений компании оказалось на грани банкротства, что было выявлено только спустя год. По плану данное направление деятельности должно было стать высокорентабельным. Но, несмотря на достаточно высокий уровень работы с покупателями и удачно сформированный ассортиментный портфель, затраты постоянно росли, за четыре года прибыль не была получена ни разу, а проект существовал только за счет активной и финансирования со стороны других предприятий холдинга.

Чтобы не допустить повторения подобных ситуаций, было решено разработать отчет, содержащий наиболее важные показатели деятельности подразделений холдинга, наглядно отражающий динамику и структуру активов и пассивов. Формирование отчета было поручено финансово-экономической службе холдинга. В ходе этой работы нужно было ответить на следующие вопросы:

-    как наглядно отразить наиболее значимые изменения в финансовом состоянии компании;

-    какие показатели дадут полноценную картину эффективности работы компании;

-    какие меры можно предпринять для изменения сложившейся ситуации.

Как наглядно представить баланс

В компании "Винный мир Холдинг" анализ финансового состояния предприятий проводится по данным не бухгалтерской, а управленческой отчетности. Это связано с тем, что российская бухгалтерская отчетность не позволяет учесть специфику бизнеса, а в ряде ситуаций требования к раскрытию информации о хозяйственной деятельности не соответствуют экономической сути операций. Нужно также отметить, что структура управленческого и бухгалтерского балансов в холдинге идентична.

По мнению автора, один из основных инструментов при оценке финансового состояния компании:  вертикальный и горизонтальный анализ баланса. Горизонтальный анализ позволяет сравнить показатели каждого раздела актива и пассива баланса компании с предыдущим периодом, определить, каким образом изменилась каждая из статей, понять, за счет какой части пассивов компании сформирован ее актив, и наоборот. Вертикальный анализ основан на определении удельного веса каждой из статей баланса в общей сумме раздела и в валюте баланса. Например, рассчитав соотношение собственных и заемных средств, можно оценить кредитоспособность компании оборотного капитала, чистых активов. На основе баланса достаточно сложно принимать управленческие решения, потому что информация отражает лишь состояние бизнеса на отчетную дату. Зато на основе показателей и динамики статей баланса можно наметить план по улучшению показателей баланса к следующей отчетной дате или за год. Например, увеличить оборотный капитал, погасив к отчетной дате кредиторскую задолженность, краткосрочные кредиты и займы, увеличить запасы сырья и материалов и т.д.

На практике финансовому директору нередко приходится сталкиваться с тем, что ни генеральный директор, ни собственники не могут сделать выводы. О состоянии дел в компании только на основании представленной им отчетности. Поскольку объяснить каждому лично, что означает та или иная строка в балансе, невозможно, финансовой службе приходится разрабатывать различные информационные таблицы, диаграммы и графики, чтобы акционеры могли составить себе представление о состоянии бизнеса, в который они вложили свои средства. В компании "Винный мир Холдинг" результаты вертикального и горизонтального анализа представляются в виде гистограмм.

 Какие показатели использовать

В ходе отбора показателей для быстрой диагностики финансового состояния финансово-экономическая служба выделила восемь наиболее значимых для предприятий "Винный мир Холдинг" коэффициентов, которые можно объединить в три группы: рентабельность, ликвидность и оборачиваемость.

 

Показатели рентабельности. Для оценки уровня рентабельности в компании используются следующие показатели:

-   рентабельность продаж (Прибыль от продаж/Себестоимость реализованных товаров). В качестве норматива используется значение рентабельности продаж за наиболее удачные периоды, В компании LВинный мир Холдинг- этот показатель в зависимости от подразделения варьируется от 10 до 15%;

-   рентабельность продаж с учетом за трат на обслуживание долга (Прибыль от продаж/(Себестоимость реализованных товаров + Проценты по кредитам). поскольку компании холдинга активно пользуются банковскими кредитами, руководству необходимо понимать, как это сказывается на консолидированной прибыли;

-рентабельность собственного капитала (return on equity, ROE; отношение чистой прибыли к собственным средствам компании (раздел III баланса). Использование этого показателя в большей степени ориентировано на собственников, поскольку позволяет последним определить, какой доход получен на инвестированные средства.

 

 Личный опыт

Леонид Самойлов, заместитель генерального директора ООО НВП "ИНЭК" (Москва)

Рентабельность собственного капитала (ROE) является одним из ключевых показателей при оценке эффективности использования средств, вложенных собственниками в бизнес. Этот показатель учитывает как степень управляемости предприятием, так и его рыночный потенциал. Кроме того, ROE позволяет сравнить эффективность существующего бизнеса с возможным доходом от вложения этих же средств в другие предприятия. Для российских реалий в качестве норматива этого показателя можно рекомендовать использовать среднегодовую учетную ставку Центрального банка России.

Показатели ликвидности. Показатели ликвидности позволяют определить степень платежеспособности компании и возможности своевременно рассчитаться по краткосрочным обязательствам. В компании "Винный мир Холдинг" в эту группу показателей входят коэффициент текущей ликвидности и рабочий капитал.

Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Этот показатель был выбран в первую очередь для того, чтобы менеджмент мог оценить кредитоспособность компании, входящей в холдинг. Целевое значение для этого коэффициента принято равным двум единицам. Нужно отметить, что использовать коэффициент текущей ликвидности следует крайне осторожно. Например, текущая ликвидность может соответствовать нормативу, но при этом в оборотных активах компании значительная часть будет приходиться на неликвидные запасы или на просроченную дебиторскую задолженность, что нельзя использовать для погашения полученных кредитов и займов.

Рабочий капитал (working capital), или собственные оборотные средства, представляет собой разницу между активами компании и краткосрочными обязательствами, то есть это часть оборотных активов, которые финансируются за счет долгосрочных обязательств и собственного капитала компании. Этот показатель был выбран по двум причинам. С одной стороны, наличие у компании рабочего капитала показывает ее способность погашать краткосрочные обязательства, что свидетельствует о ее ликвидности. С другой стороны, величина рабочего капитала характеризует возможность расширения бизнеса и реинвестирования, что особенно важно, когда компания проводит активную инвестиционную политику.

 

Личный опыт

Леонид Самойлов, заместитель генерального директора ООО НВП "ИНЭК" (Москва)

Определить, из каких источников компания финансирует внеоборотные активы, можно при помощи коэффициента покрытия внеоборотных активов собственным капиталом. Показатель рассчитывается как отношение суммы собственного капитала к внеоборотным активам. Если данный коэффициент окажется меньше единицы, это означает, что долгосрочные активы финансируются за счет краткосрочных источников и, следовательно, существует угроза потери финансовой устойчивости компании, ее способности рассчитаться по долгам в долгосрочной перспективе. Компании с таким коэффициентом покрытия лишаются притока денежных средств в виде амортизации, так как вынуждены за счет этих средств погашать задолженность и проценты по ней. Очевидно, что у такого предприятия наиболее вероятны проблемы с платежеспособностью. Компании, у которых значение данного показателя несколько выше 1, находятся в выигрышной ситуации, поскольку даже случайные колебания на рынке (в том числе и уменьшение долгосрочного заемного финансирования) не могут повлиять на их финансовую устойчивость.

Показатели оборачиваемости. По мнению автора, для торговой компании один из наиболее важных показателей деятельности - оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженностей (отношение средней задолженности за период (дебиторской или кредиторской) к выручке компании). С точки зрения эффективного использования собственных средств компании необходимо, чтобы оборачиваемость дебиторской задолженности была выше, чем кредиторской. В такой ситуации предприятие работает за счет коммерческого кредита, предоставленного поставщиками. Если же оборачиваемость кредиторской задолженности выше, то это следует расценивать как сигнал о том, что предприятию в ближайшее время потребуется финансирование или необходимо пересмотреть условия отсрочки платежа, предоставляемые клиентам.

 Как "опознать" банкрота. Описанная выше система финансовых коэффициентов была применена при анализе деятельности всех предприятий, входящих в состав компании "Винный мир Холдинг", по итогам 2005 года. В результате было выявлено, что одно из предприятий находится на грани банкротства. Предельно низка рентабельность продаж - 5,28 и 1,91% с учетом затрат на обслуживание кредитов - в то время как нормальной в среднем по хол­дингу считается рентабельность продаж в 10%. Постоянно снижается рентабельность собственного капитала: в I кв. - 178,73%, во II кв. - 57,72, в Ш кв. - 20,65%. Рабочий ка­питал на 86% состоит из краткосрочных кредитов и займов. При этом оборачиваемость кредиторской задолженности в полтора раза больше, чем дебиторской. Иными словами, компания, по сути, финансировала своих клиентов за счет привлечения кредитов.

Чтобы избежать банкротства, требовалось сокращать сроки товарных кредитов покупателям, жестко контролировать сроки погашения дебиторской задолженности, вести активную работу по просроченным платежам, переходить преиму

Чтобы избежать банкротства, требовалось сокращать сроки товарных кредитов покупателям, жестко контролировать сро

Чтобы избежать банкротства, требовалось сокращать сроки товарных кредитов покупателям, жестко контролировать сроки погашения дебиторской задолженности, вести активную работу по просроченным платежам, переходить преимущественно на поставки по предоплате. Фактически нужно было менять всю систему управления дебиторской задолженностью, а также увеличивать сроки платежей поставщикам, использовать аккредитивы, менять систему планирования поставок. Кроме того, необходимо было постепенно реструктурировать банковские кредиты, заменяя краткосрочное кредитование на долгосрочное.

Реализация описанных выше мероприятий позволила удержать компанию от банкротства и, более того, обеспечить ее финансовое оздоровление. Через некоторое время один из собственников решил самостоятельно развивать данный проект. Сегодня это преуспевающий действующий бизнес.

Требования к информационной системе

Леонид Самойлов, заместитель генерального директора ООО НВП "ИНЭК" (Москва)

В настоящее время существует довольно много программных продуктов, позволяющих на осно­вании отчетности сделать выводы о состоянии бизнеса и предложить варианты решений возможных проблем. При выборе программы финан­совому директору следует учитывать несколько важных моментов, в частности:

  • в основе проведения анализа должны лежать научные методики, апробированные на практике;
  • в связи с тем что формы отчетности могут меняться, программа должна позволять трансформировать исходные данные в аналитические формы, статьи в которых имеют одинаковое экономическое содержание на любую отчетную дату;
  • для сравнения результатов деятельности предприятия с показателями других компаний, действующих в той же или смежной отрасли, желательно, чтобы программа содержала среднеотраслевые нормативы, рекомендуемые для показателей различных групп;
  • поскольку любая компания анализирует свой бизнес на основе ограниченного круга показателей, то применяемая программа должна позволять выбирать нужные показатели и добавлять отсутствующие, но необходимые конкретному предприятию.

Немаловажно, чтобы результаты всестороннего обследования предприятия, которые формируются программой на основе показателей финансовой отчетности, были представлены в наиболее удобном для руководителя формате - в виде текстового отчета, цветных диаграмм, в табличном или графическом формате. Все это упрощает восприятие аналитической информации и избавляет финансового директора от необходимости долгих разъяснений значений того или иного показателя разным категориям менеджмента и собственникам.

версия для печати