market@inec.ru
   

О компании


Оптимизированный бизнес

REMARK,#2, 2007

Об особенностях автоматизации перестраховочного бизнеса и перспективах сотрудничества ИТ-компаний и перестраховщиков мы беседуем с участниками этого процесса

В чем, на ваш взгляд, основные сложности автоматизации перестраховочной деятельности?

Валентина Тюрина, ИНЭК:

Не секрет, что страхование у нас пока еще недостаточно законодательно регламентировано. Еще хуже обстоят дела с нормативно-правовой базой в области перестрахования. Из-за этого, например, сдерживается развитие такого популярного, особенно за рубежом, вида перестрахования, как непропорциональное перестрахование. Один из "камней преткновения" здесь - эксцедент убыточности. Законодательной проработки по нему нет, не прописан он и в плане бухгалтерского учета. Поэтому перестраховочные компании вынуждены создавать свои собс­твенные регламенты по данному типу перестраховочной защиты, а то и просто отка­заться от его использования. И это далеко не единственный пример.

Подобные правовые пробелы в первую очередь предопределяют проблемы автоматизации перестраховочной деятельности. У каждой перестраховочной компании есть свои, только ей присущие особенности заключения договоров, своя уникальная специфика организации учета, и это необходимо принимать во внимание при построении ИТ-модели. Также в ней нужно учитывать и разнообразные нюансы правил взаимодействия перестраховщиков с различными группами контрагентов.

Иван Владимиров - Крюков ," Диасофт" :

Сложности автоматизации перестраховочной деятельности можно разделить па два вида: общие для автоматизации страхового и перестраховочного рынка в целом и спе­цифичные для автоматизации именно перестраховочной деятельности.

К первым можно отнести: отсутствие единых правил ведения бизнеса в разных компаниях (каждая компания несколько по-своему интерпретирует положения законодательства); многообразие продуктов (договоров страхования/перестрахования), предлагаемых разными компаниями; многовалютный учет без четких правил приведения валют.

Ко вторым я бы отнес недостаток в обмене информацией между перестрахователем и перестраховщиком. В результате по договорам, принятым от разных перестрахователей, перестраховщик вынужден вести учет разной подробности, либо по всем договорам вести минимальный учет. Кроме того, существует тесная связь учета договоров страхования и входящего перестрахования с учетом исходящих договоров перестрахования, а также потребность в облигаторпом перестраховании "в реальном режиме времени", когда договоры страхования и входящего перестрахования и все операции, производимые по ним, отражаются в исходящем перестраховании автоматически. Это накладывает определенные требования на подробность, а также ужесточает регламент ведения учета, на что не всегда готова идти компания.

Артем Табаков, "КапиталЪ Перестрахование":

В настоящее время информационная среда в большинстве российских перестраховочных компаний строится на основе различных программных продуктов, практически не связанных друг с другом. В результате андеррайтер оказывается лишен возможности быстрого получения разносторонней информации по тому или иному договору или группе договоров. Скажем, информация по заключенным договорам может вестись самим отделом андеррайтинга, за информацией по убыткам придется обращаться к базе данных отдела урегулирования претензий, данные же по поступлениям премии придется брать в бухгалтерии. Каждый отдел ведет свою базу и имеет возможность обращения к базам данных других отделов лишь в очень ограниченной форме. Подобная ситуация ведет к неэффективному использованию времени сотрудников, лишает гибкости в плане корректировки андеррайгинговой политики.

При принятии решения о построении комплексной информационной системы перестраховочной компании необходимо отдавать себе отчет, что это крайне сложный процесс, требующий вовлечения большого количества трудовых и финансовых ресурсов компании. Поэтому, как мне кажется, основная сложность здесь - это максимально эффективно распорядиться бюджетом, выделенным компанией, для того чтобы достичь поставленных по проекту целей.

Алексей Бутов, Восточная перестрахо­вочная компания:

Сложность заключается в том, что перестраховочной компании приходится работать с большим числом страховых компаний, а у каждого страховщика свои стандарты документооборота. Одни присылают слипы по факсу, другие по электронной почте, и все эти документы необходимо "интегрировать" в принятые в компании правила документооборота. Немаловажную роль играет также организация бизнес-процессов в той или иной компании.

Что касается автоматизации всей отрасли в целом, то тут однозначно можно сказать, что автоматизация перестрахования находится в "юном возрасте". Корифеям российского перестраховочного рынка еще 11-12 лет. За это время некоторые компании пытались разрабатывать свои системы автоматизации. Многие "самописанные" системы не успевали за развитием рынка, и от них приходилось отказываться. Некоторые из таких систем работают до сих пор, но процесс глобализации рынка рано или поздно заставит отказаться от собственных разработок в пользу универсальных реше­ний от крупных разработчиков интегрированных систем.

Насколько эффек тивно можно сегод ня решить вопросы автоматизации документооборота и обмена информацией между клиентом и перестраховщиком?

Валентина Тюрина, ИНЭК:

Эти вопросы решаются сегодня весьма успешно. Перестраховщик получает бордеро в электронном виде, с заранее определенным форматом. Так что ему остается лишь закачать соответствующие данные в учетную систему. Создать для этого ИТ-механизм не представляет труда. Но поскольку типовых шаблонов для информационного обмена не существует, каждый раз требуется индивидуальный подход к кон­кретному перестраховщику и его клиентам. То есть эффективные решения по автоматизации обмена данными всегда уникальны.

Иван Владимиров - Крюков , " Диасофт" :

Проблема автоматизации документооборота и обмена информацией между клиентом (страховщиком) и перестраховщиком давно назрела. Однако для ее решения требуется выработка четких стандартов обмена информацией между участниками перестраховочного рынка. Процесс выработки стандартов очень трудоемок и требует жесткой позиции основных участников рынка.

Результатом введения таких стандартов, кроме всего прочего, станет значительное удешевление внедрения систем автоматизации перестраховочной деятельности.

Артем Табаков, "КапиталЪ Перестрахование":

Задача, автоматизации документооборота между страховщиком и перестраховщиком из года в год поднимается на. различных конференциях по перестрахованию. Стоит отметить, что каких-то практических шагов пока здесь не делается, так как принятие решения о начале работ в этом направлении должно осуществляться сразу большим количеством компаний. Ведь придется фактически не только выработать многочисленные формы подобных документов и легкий для работы интерфейс, но и определить формат загрузки файлов в разнообразнейшие информационные системы, установленные в офисах перестраховочных компаний. Возможно, какие-то подвижки и будут. когда на рынке информационных систем для перестрахования выявится безусловный лидер, когда сразу целый ряд крупных перестраховочных компаний станут работать с использованием одного программного продукта, в рамках единого стандарта.

Алексей Бутов, ВПК:

У каждой страховой компании свои правила документооборота, поэтому на данный момент нельзя говорить об интеграции систем перестраховщика и страховой компании. На мой взгляд, необходимо стремиться к использованию единых стандартов в документах. Внедрение единых стандартов реально облегчит и ускорит документооборот между компаниями. Сейчас в мире компьютерных технологий существует много универсальных форматов передачи данных, подстраиваемых под те или иные стандарты, например XML. Этот формат уже давно используется в разных системах авто­матизации. Так что дело только за выработ­кой перестраховщиками единого стандарта.

Готовы ли перестраховщики и ИТ-компании к запуску серьезных ИТ-проектов?

Валентина Тюрина, ИНЭК:

Разработчики уже давно заявили о своей готовности к созданию ИТ-проектов для крупных перестраховочных компаний. Горячий интерес к этому сектору бизнеса подтверждает активное участие софтверных компаний в традиционных встречах перестраховщиков. В свою очередь, ИТ-компании регулярно организуют круглые столы, посвященные автоматизации перестраховочной деятельности. Стоит сказать, что внимание со стороны перестраховщиков к таким мероприятиям постоянно растет. Те из них, кто уже внедрил специализированную систему, делятся опытом, рассказывают об особенностях проведения проекта, его реальных результатах. Остальные стараются выяснить у коллег как можно больше подробностей об ИТ-поддержке их бизнеса. У перестраховщиков уже нет сомнений в том, что автоматизация стала насущной необходимостью, что с увеличением объемов и усложнением бизнес-процессов старые средства уже не могут справиться с возложенными на них задачами. Тем не менее коротко отношение перестраховочных компаний к автоматизации пока можно обозначить так: "присматриваются".

Иван Владимиров-Крюков, "Диасофт":

Еще не у всех страховых и перестраховочных компаний есть понимание того, что серьезный и эффективный ИТ-проект стоит больших денег. Но даже вложение больших средств не гарантирует 100%-ный результат, если компания не готова принимать активное участие во внедрении системы и рассматривает ИТ-компанию исключительно как исполнителя, а не как партнера.

Артем Табаков, "КапиталЪ Перестрахование":

Уже сейчас российские перестраховочные компании и перестраховочные брокеры уделяют пристальное внимание развитию собственных информационных систем. Компании-разработчики не отстают от желаний клиентов, и можно заметить, что на рынке появляется все большее и большее количество достагочно интересных решений по автоматизации.

Но внедрение того или иного информационного продукта носит пока единичный характер. Каждый новый проект фактически начинается с изобретения велосипеда, что приводит к тому, что процесс отладки и совершенствования программного продукта растягивается на месяцы, а то и годы.

Алексей Бутов, ВПК:

Думаю, что на данный момент складывается ситуация, когда "заказчик" хочет, но не может, а "исполнитель" может, но не хочет. То есть многие перестраховщики" готовы к автоматизации бизнес-процессов, но пока не готовы выделять для этого приличные средства. В свою очередь ИТ-компании, разрабатывающие крупные проекты для страховых компаний, не готовы адаптировать их для перестраховщиков за малые средства.

Ситуация может в корне поменяться, если перестраховщики и страховщики согласуют и примут на вооружение единый стандарт обмена информацией, который позволит разным автоматизированным системам разговаривать на одном "языке". В этом случае ИТ-компаниям будет проще разработать и адаптировать готовые решения под перестраховочный рынок.

версия для печати