market@inec.ru
   

О компании


Оценка эффективности деятельности ведомственно-отраслевого учреждения

Одной из важнейших задач управления учреждением является повышение эффективности его деятельности. Эта задача была актуальна и в докризисный период, но особенно важна в период финансовой нестабильности.

Наряду с государственными учреждениями в сфере обеспечения населения социальными услугами действуют и ведомственно-отраслевые учреждения, принадлежащие крупным коммерческим компаниям (таким, как ОАО «Аэрофлот», ОАО «РЖД» и др.). Одно из основных их отличий от государственных состоит в том, что собственником имущества является коммерческая компания, а учреждение обладает правом хозяйственного ведения на него.

Ведомственно-отраслевые учреждения помимо функций обеспечения работников той или иной отрасли неким набором услуг, входящим в социальный пакет компании, функционируют в условиях общеотраслевых рамок, которые установлены действующим законодательством об образовании, о здравоохранении и др. обеспечивая своими услугами неработающее в той или иной компании население (назовем его территориальным). Находясь под таким «двойным» контролем, эти учреждения должны определить критерии эффективности, поскольку собственником является коммерческая компания, а функционирование в общеотраслевых рамках – это фактически поиск альтернативных источников финансирования своей деятельности.

Часто возникает вопрос – с каких позиций наиболее правильно оценивать эффективность деятельности. Это могут быть количественные показатели - количество пролеченных больных, количество учащихся, или качественные - заболеваемость, смертность и т.д., или финансовые показатели, отражающие финансовую составляющую деятельности учреждения? Сегодня однозначного ответа на этот вопрос не существует.

Одним из примеров ведомственно-отраслевых учреждений являются лечебно-профилактические учреждения ОАО «РЖД» (далее - ЛПУ). Наделенные имуществом на праве хозяйственного ведения, имеющие заказы компании в рамках обеспечения программы безопасности движения поездов и обслуживания членов семей железнодорожников, большая часть ЛПУ функционирует и в рамках программы государственных гарантий обеспечения населения медицинской помощью, получая средства в виде возмещения из фонда обязательного медицинского страхования, а также оказывая платную медицинскую помощь. Поступления денежных средств от собственника в виде платы за выполнение «заказа» - это плата за выполненный объем работы для ОАО «РЖД», но собственник не ограничивает ЛПУ в части «зарабатывания» денежных средств, позиционируя свои учреждения полноправными участниками рынка в сфере оказания медицинских услуг, коммерческими больницами для территориального населения.

К социальной сфере ОАО «РЖД» относятся около 255 негосударственных учреждений здравоохранения. Это большая сеть по всей стране, требующая эффективного управления в соответствии с задачами отрасли.

В настоящее время ЛПУ, обладая юридической самостоятельностью, могут получать денежные средства из различных источников. Но произошел ли перелом в понимании необходимости эффективной деятельности со стороны руководителей учреждений? Зачастую, равно как и десять лет назад, поступление денежных средств от ОАО «РЖД» воспринимается как финансирование деятельности, которое в любом случае поступит независимо от того, насколько эффективна деятельность или эффективно управление. Все это вызывает необходимость подбора оценочных критериев эффективности деятельности с позиции собственника, т.е. ОАО «РЖД». По мнению президента компании г-на Якунина, одним из десяти шагов в ходе реформирования железнодорожного транспорта должно стать «завершение выделение из ОАО «РЖД» неосновных видов деятельности…..». В связи с чем в ближайшей перспективе основной задачей для системы управления деятельностью ЛПУ на железной дороге может стать поиск критериев, отвечающих интересам собственника, с целью определения наиболее эффективно функционирующих учреждений и принятия решения об их выделении из состава ОАО «РЖД» как непрофильного актива.

Для контроля над подведомственной сетью собственнику имущественного комплекса (ОАО «РЖД») необходимо унифицировать методические подходы, позволяющие оценить финансовую деятельность ЛПУ, при помощи которых можно решить вопросы о целесообразности не только выделения ресурсов, заключения договоров о заказах, но и продолжения деятельности этих учреждений в рамках отрасли.

При разработке оценочных критериев, характеризующих работу ведомственно-отраслевых ЛПУ, основой, на наш взгляд может служить, категория эффективности использования ресурсов. При ее оценке используются четыре критерия:

  • эффективность использования трудовых ресурсов;
  • эффективность использования основных фондов;
  • независимость деятельности (возможность функционирования учреждений без средств ОАО «РЖД»);
  • эффективность управления (в том числе денежными средствами).

В условиях финансовой нестабильности вопрос об эффективности деятельности является основным, поэтому выбор и обоснование критериев должен основываться на возможных целях и потребностях собственника (ОАО «РЖД») в аналитической оценке.

Подбор оценочных критериев строится исходя из комплексной оценки использования ресурсного потенциала собственника, которым является ОАО «РЖД»: предоставленные в хозяйственное ведение основные фонды, трудовые ресурсы, а также средства, поступающие в ЛПУ в рамках отраслевых заказов.

Система показателей

Предлагаемая система показателей базируется на данных публичной отчетности (формы № 1, 2, 4, 5, 6). Это позволит сделать оценку массовой и обеспечит контроль за изменениями в финансовом состоянии ЛПУ и, кроме того, даст возможность оценить результативность и объективность методики.

Показателями оценки эффективности использования трудовых ресурсов могут служить :

  • производительность труда;
  • зарплатоотдача;
  • средняя заработная плата;
  • чистая прибыль на одного работника;
  • темпы роста производительности труда;
  • темпы роста средней заработной платы.

Показатели «темпы роста производительности труда» и «темпа роста средней заработной платы» для целей ОАО «РЖД» могут быть интересны своим соотношением. В частности, если темпы роста средней заработной платы превышают темпы роста производительности труда, должна быть дана отрицательная оценка деятельности ЛПУ.

Показателями оценки эффективности использования основных фондов являются:

  • фондоотдача;
  • коэффициент годности основных средств;
  • фондовооруженность.

Фондоотдача свидетельствует о загрузке имеющихся мощностей, фондовооруженность в соотношении с показателем производительности труда характеризует работу персонала ЛПУ (при хорошей фондовооруженности наличие низкого показателя производительности должно иметь негативную оценку), аналогично при высоком коэффициенте годности для целей оценки эффективности не должно быть низкого коэффициента фондоотдачи.

Для определения показателя независимости деятельности используется коэффициент автономии.

Данный коэффициент обычно рассчитывается как отношение собственных средств к «валюте» баланса. Однако для ОАО «РЖД» подобный подход не эффективен, поэтому для целей настоящей оценки предлагается коэффициент рассчитывать по денежным потокам как соотношение суммы средств, поступивших от ОАО «РЖД» в отчетном периоде, к общей поступившей  сумме средств.

К показателямэффективности управления менеджерами учреждений для целей предланаемой методики относятся:

  • рентабельность чистого оборотного капитала;
  • коэффициент оборачиваемости чистого оборотного капитала;
  • рентабельность используемого капитала.

Чистый оборотный капитал определяется как разница между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами и показывает, какая часть текущих активов покрывается долгосрочными источниками средств. Показатель сам по себе для ОАО «РЖД», по нашему мнению, не очень интересен, хотя в составе показателя рентабельности чистого оборотного капитала он характеризует эффективность управления денежными средствами в ЛПУ. Цель его расчета - оценить эффективность управления со стороны руководства учреждения.

По общим правилам экономических расчетов об эффективности управления свидетельствуют показатели оборачиваемости. Однако в случае с ЛПУ данный подход не следует применять, поскольку основным видом деятельности является предоставление услуг, который имеет иную, по сравнению с производством или торговлей, структуру баланса. Во втором разделе формы № 1 превалирует и наиболее интересным является значение строки 260 «Денежные средства». Здесь принято рассчитывать показатель ликвидности, но для целей настоящей оценки, равно как и для ОАО «РЖД» как собственника, данный показатель, на наш взгляд, не информативен. В связи с этим был выбран показатель рентабельности чистого оборотного капитала.

Аналогичную направленность имеет коэффициент оборачиваемости чистого оборотного капитала.

Рентабельность используемого капитала - показатель, характеризующий эффективность управления. Он рассчитывается путем сопоставления чистой прибыли компании, скорректированной на величину процентных платежей по долгосрочным задолженностям, со средней величиной капитала в течение года. Под используемым капиталом здесь понимается указанная в балансе (форма № 1) сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств.

Следует отметить, что данный показатель интересен как сам по себе, так и в сравнении с ценой капитала. Положительная оценка может быть дана в случае, если он превышает средневзвешенную цену капитала и в динамике имеет рост.

Каждому оценочному критерию могут соответствовать аналитические показатели. Каждому из предлагаемых показателей в дальнейшем может быть присвоено рекомендуемое (или нормативное) значение, превышение которого оценивается по выбранной балльной шкале. Установление нормативных значений аналитическим показателям есть ничто иное, как построение модели деятельности ЛПУ, отвечающей всем критериям эффективности.

Программный комплекс «ИНЭК-Холдинг»

Оценка деятельности ЛПУ может быть произведена с помощью функций программного комплекса «ИНЭК-Холдинг», созданного компанией ИНЭК.

Предлагаемая методика оценки основана на данных публичной отчетности, искажение которой согласно действующему законодательству повлечет серьезную ответственность.

Рассмотренный набор оценочных критериев, безусловно, не конечен и может быть изменен путем добавления коэффициентов, характерных для отрасли и важных в настоящее время. Это может быть достигнуто с помощью модуля «Аналитические показатели» и констант пользователя, позволяющего не только создать совершенно новые показатели, но и использовать свой подход к алгоритму расчета.

Однако, по нашему мнению, для оценки деятельности ЛПУ простого подбора коэффициентов (критериев) недостаточно.

Вторым этапом может служить метод балльной оценки финансового состояния ЛПУ, который предусматривает систему оценок с применением оценочных критериев результатов деятельности. В этом может помочь функция программного комплекса «Настройка оценочных характеристик».

После оценки по балльной шкале может быть построен рейтинг, состоящий не только из аналитических показателей, но и из качественных, характеризующих деятельность ЛПУ. В частности, к качественным показателям  могут относится: доля рынка и доля высокотехнологичных методов лечения и профилактики.

Для построения рейтинговой оценки в программном комплексе «ИНЭК-Холдинг» предусмотрена специальная функция.

Рейтинговая оценка проводится по схеме использования нормативных значений коэффициентов. Значения коэффициентов, выходящие за пределы диапазона (т.е. выше нормативно определенных), можно оценивать баллом «отлично» или «неудовлетворительно» в зависимости от специфики показателей (их экономического смысла).

  Рейтинговая оценка финансового состояния

 Как аналитические, так и качественные показатели для целей создания рейтинга и ранжирования должны иметь балльную оценку.

Итоговая рейтинговая оценка является сравнительной и будет учитывать результаты деятельности всех ЛПУ.

Таким образом, база отсчета для получения рейтинговой оценки финансового состояния ЛПУ - это не субъективные предположения, а наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых ЛПУ.

Предлагаемая методика оценки для органов управления социальной сферой ОАО «РЖД», например, таких как Департамент здравоохранения ОАО «РЖД», в совокупности с использованием программного обеспечения может оказать существенную помощь в обеспечении своевременного мониторинга и оценки эффективности подведомственной сети негосударственных учреждений здравоохранения.

Кроме того, предлагаемые подходы к оценке эффективности деятельности могут быть использованы с изменениями и дополнениями и для учреждений других отраслей.

Н. КРОХМАЛЬ,

директор Департамента анализа и планирования деятельности организаций Компания ИНЭК

версия для печати